На 10 апреля число жертв коронавируса во Франции достигло 13 197 человек; за сутки в больницах от COVID-19 скончались 554 человека. По стране было зафиксировано более 90 тысяч случаев заражения; в больницах находились около 31 тысячи пациентов.
В Париже больницы переполнены. Власти используют для размещения заболевших спортивные объекты. Стадион имени Жоржа Карпантье в 13-м округе столицы превращён в дезинфекционную станцию для машин скорой помощи. Мэр Парижа Анна Идальго написала в «Твиттере», что рассматривает возможность более строгого карантина. В интервью France Info она сообщила, что в ближайшие дни парижанам «дадут 2 миллиона лицевых масок из ткани, которые можно стирать и использовать повторно». Прекращена работа парижских рынков.
Эпидемией захвачены все регионы. Наиболее пострадали Иль-де-Франс и регионы северо-востока Франции: Гранд-Эст, Бургундия-Франш-Конте, О-де-Франс, Овернь-Рона-Альпы. Все эти области граничат с другими странами Европы; внутренние регионы затронуты вирусом меньше.
10 апреля во Франции начались длительные пасхальные выходные, в стране стоит летняя погода, температура в Париже днём достигает 20°C. Власти опасаются, что при такой погоде люди будут чаще нарушать карантин; в нескольких городах и регионах карантинные меры ужесточены. Усилен контроль на побережьях и пляжах, вокруг лесов и на автомобильных магистралях.
В Эльзасе, где зафиксирован один из самых высоких уровней заражения, запрещено заниматься спортом вне дома в дневное время. Такой же запрет введен в городе Сент-Этьен (регион Рона-Альпы) и в Париже. Во многих курортных городах запрещена любая туристическая деятельность, в частности сдача жилья внаём.
Правительство прогнозирует падение ВВП в текущем году на 6%, заявил министр экономики Франции Бруно Ле Мэр. Однако, скорее всего, падение будет больше, так как только в первом квартале ВВП сократился на 6%. Это худший квартальный показатель с 1945 года.
9 апреля французское правительство объявило об увеличении расходов в рамках чрезвычайного плана по борьбе с кризисом с 45 до 100 миллиардов евро и увеличении исключительных расходов на здравоохранение на текущий год с 2 до 7 миллиардов евро. К тому моменту 6,9 млн. сотрудников 628 тысяч компаний были временно безработными. С начала карантина к особому режиму, который позволяет не увольнять сотрудников, прибегли почти 700 000 предприятий Франции. Эта мера по спасению рабочих мест обойдётся в миллиарды евро, пишет Русская служба Radio France Internationale.
Число работников на «технической/частичной» безработице (chômage technique/partiel) растёт рекордными темпами. Сейчас в режиме временной безработицы живут более 31% работников частного сектора Франции. Особенно это касается малого и среднего бизнеса. Режим «технической безработицы» предприятия имеют право объявлять на согласованное с правительством время. Сотрудники в этот период получают 84% «чистой» зарплаты за счёт госбюджета и страховых выплат по безработице. Люди с зарплатой на уровне МРОТ (по-французски – SMIC), то есть примерно 1200 евро, сохраняют 100% доходов.
Самозанятые не могут воспользоваться системой частичной безработицы. Однако правительство объявило о создании Фонда солидарности, позволяющего выплатить самозанятым помощь в размере 1500 евро. Будет также предоставлена помощь в размере до 2000 евро малым предприятиям, которым грозит банкротство.
Французские профсоюзы поддерживают правительственную стратегию технической безработицы и выступают против владельцев предприятий, которые не желают приостанавливать работу своих компаний. Так, логистическая платформа автомобильного гиганта PSA Peugeot Citroën в городе Везул (департамент Верхняя Сона) продолжает работать, несмотря на то что на предприятии выявлены 128 случаев заражения коронавирусом. Крупнейший французский профсоюз «Всеобщая конфедерация труда» (ВКТ) требует закрыть предприятие. Всего на заводе в Везуле работает около тысячи человек и уже 13% из них, возможно, заражены.
«Люди выходят на работу, опасаясь её потерять, при этом средства защиты были им обеспечены только под давлением профсоюза и всё равно слишком поздно», – пишет L'Humanite. ВКТ требует закрытия предприятия: «Безопасная дистанция в данном случае равна расстоянию от дома рабочего до проходной!»
СМИ сообщают о «взрыве частичной безработицы» на Корсике, где развита в основном индустрия туризма и развлечений. На острове парализована «четверть экономической структуры», пишет портал региональных и местных радиостанций France Bleu. Временно безработными стали 35 тысяч работников, в основном в торговом секторе, гостиницах и ресторанах.
Туризм во Франции остановился. Только в апреле потери туристической индустрии составили 10 миллиардов евро. 400 тысяч человек, занятых в отрасли, стали безработными, 50 тысяч сезонных рабочих мест будут отменены или отложены. Госсекретарь министра иностранных дел Жан-Батист Лемуан в интервью радио Sud заявил, что «если ситуация продлится три месяца», то потери французской туристической индустрии, в которой заняты два миллиона человек, достигнут 40 миллиардов евро.
По данным INSEE, очень сильно пострадали транспорт, гостиницы, общественное питание, отдых. Гораздо меньший ущерб в телекоммуникационной и страховой отраслях. Потребление домохозяйств Франции снизилось на 35% из-за сокращения до минимума семейных расходов.
Сейчас разгорается скандал вокруг неуклюжих попыток правительства скрыть причины нехватки медицинских масок в стране. Как выяснилось, до 2013 года во Франции существовал стратегический резерв, включавший, помимо прочего, миллиард медицинских масок. В 2013 году этот резерв ликвидировали в рамках курса на максимальное сокращение государственных расходов. На протяжении последних двух месяцев правительство «намеренно обманывало народ, чтобы избежать скандала вокруг дефицита масок», пишет L'Humanite.
«Если люди соблюдают между собой безопасную дистанцию, то маски им не нужны, – уверяла в середине марта пресс-секретарь правительства Сибет Ндиае. – Лично я не умею пользоваться маской, для этого нужны специальные навыки». «Пора отбросить мифы о масках, – поддержала ее 19 марта государственный секретарь при министре экономики и финансов Аньес Панье-Рюнаше. – Соблюдение дистанции не менее метра – мера более эффективная, чем ношение маски. Между прочим, нам известны случаи заражения среди людей, которые носят маски и целыми днями теребят их». Даже премьер-министр Франции Эдуард Филип, выступая перед парламентской комиссией, заявил: «Нет никаких доказательств того, что ношение масок благотворно влияет на ситуацию. Скорее наоборот, ведь многие используют их неправильно».
Как мы уже писали, в последние дни во Франции всё же были приняты меры, чтобы наладить собственное производство масок; в настоящее время миллионы масок завозятся в страну из Китая российскими самолётами. Однако эти меры последовали лишь после того, как Академия медицинских наук Франции призвала правительство изменить подход к проблеме.
Эпидемия выявила слабые стороны французской экономики, одна из которых – зависимость от Китая, которая в некоторых областях достигает 80%. 6 марта 2019 года в обращении к нации президент Франции Эмманюэль Макрон сказал: «Пандемия коронавируса показала, что некоторые товары и услуги должны существовать независимо от законов рынка. Передать другим нашу сферу питания, лечения, обороны – это безумие. Нам необходимо восстановить контроль».
Проблемы во Франции не только с масками. Бывшие сотрудники завода британской компании Luxfer в городе Жерза (регион Овернь-Рона-Альпы) обратились к президенту Макрону с просьбой о национализации предприятия, где ранее производились столь необходимые сегодня кислородные баллоны, но которое было закрыто его британскими владельцами. Этот завод был единственным предприятием такого рода в Европе. Выставленные на улицу работники завода сейчас требуют национализировать предприятие и возобновить его работу.
Как говорит лидер партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен, после победы над вирусом страна изменится.