В условиях распространения коронавирусной инфекции, которую ВОЗ считает пандемией, Соединённые Штаты не собираются снимать экономические санкции в отношении других стран.
Первым с просьбой о снятии санкций из гуманитарных соображений обратился Иран, ставший эпицентром распространения эпидемии на Ближнем Востоке. По состоянию на 1 апреля в этой стране было выявлено более 50 тысяч заражённых иранцев и более 3 тысяч умерших. Эксперты утверждают, что реальные цифры гораздо выше, так как ограниченность ресурсов не позволяет иранскому здравоохранению своевременно выявлять всех заболевших.
Госсекретарь США Майк Помпео цинично прокомментировал отказ Вашингтона: «Предпринятые [Ираном] усилия по снятию американских санкций – это не о борьбе с пандемией. Это попытка раздобыть наличные для правящей верхушки». В ответ на это министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф обвинил США в экономическом терроризме. В Вашингтоне утверждают, что товары медицинского назначения и лекарства под санкции не подпадают, но эта дипломатическая софистика жизни людей не спасает.
Из-за санкций, которыми Вашингтон угрожает международным финансовым институтам за сотрудничество с Тегераном, иранские власти не могут осуществлять закупки на зарубежном рынке даже разрешённых медицинских товаров. Сделки с иностранными партнёрами проводятся только через Иранский центральный банк, но он сейчас под американскими санкциями.
По данным правозащитной организации Human Rights Watch, в одобренный Соединёнными Штатами список не облагаемых санкциями медицинских товаров для Ирана не включён целый ряд жизненно важных позиций – вакцины, биохимические препараты, автомобили скорой помощи, оборудование для стерилизации, респираторы, передвижные лаборатории для выявления COVID-19 и др. Если в 2016 году США одобряли 50% запросов Тегерана на выдачу экспортных лицензий для медицинской продукции, то в 2019 году – всего 10%.
Американская дипломатия не устаёт запугивать своих европейских партнёров, если те вздумают торговать с Ираном. Посол США в Германии Ричард Греннел в интервью немецкой прессе в мае прошлого года заявлял: «Вы можете вести дела с Ираном, как хотите, но это мы решаем, выдавать ли вам визы. Если вы сделаете то, что нам не понравится, мы не пустим вас [немцев] в США». Санкции уже обошлись иранской экономике в $200 млрд., коронавирус сократит ВВП Ирана в этом году ещё на 30% и приведёт к бюджетному дефициту в $10 млрд., пишет The New York Times.
Human Rights Watch приводит пугающие данные. После отказа одной европейской фармацевтической компании из-за страха перед санкциями продать Ирану специальные перевязочные материалы для детей, больных буллёзным эпидермолизом (редкое генетическое заболеванием с повреждениями кожи), к ноябрю 2019 года 15 иранских детей с таким диагнозом скончались.
30% всех лекарств Иран производит с использованием импортированного сырья, 70% всего медицинского оборудования тоже ввозится из-за рубежа. Главные поставщики этой продукции (шведские компании Molnlyke Health Care и Gentige, итальянская Ricordati, французская Roquette, немецкая JRS Pharma) уже уведомили Тегеран о невозможности дальнейшего сотрудничества.
Иран запросил у Международного валютного фонда кредит на сумму $5 млрд., но МВФ ответил: нельзя, американцы заблокируют сделку. Такой же отказ получила Венесуэла, несмотря на то что просила кредит конкретно на борьбу с коронавирусом.
Американские санкции имеют и отложенный эффект. Так, введённые в 2001 году санкции против Гаити были сняты в 2004 году, но из-за заморозки (под давлением США) Межамериканским банком развития выделенных Гаити сотен миллионов долларов была сорвана реализация гуманитарных проектов по очистке воды и улучшению санитарной среды. Из-за этого далеко не все гаитяне имеют возможность даже помыть руки, что ускоряет распространение коронавируса, не говоря об опасности гораздо более страшных инфекций, таких как холера, амёбиаз и т. д. Сейчас на острове более 300 больных с подозрением на коронавирус и три летальных исхода.
На Кубе выявлено 564 больных и 15 умерших. Представитель Министерства здравоохранения Кубы Нестор Маримон заявил: «Финансово-экономическая блокада США – самая несправедливая, жестокая и продолжительная система санкций одной страны против другой. Эта блокада приобрела признаки геноцида и стала ещё более безжалостной, чем до всплеска эпидемии коронавируса. Нам тяжело покупать оборудование и медикаменты, мы вынуждены искать их на дальних рынках, что повышает их стоимость в два-три раза».
Маримон отметил, что с апреля 2019 по март 2020 г. санкции нанесли кубинскому здравоохранению ущерб в $160 млн., что на $60 млн. больше, чем годом ранее за тот же период. Совокупный ущерб с начала введения американских санкций в 1962 году составил $3 млрд. Недавно США помешали доставке крупной партии медицинских масок, респираторов и тестов на COVID-19 из Китая на Кубу.
В условиях пандемии политика США по санкционному удушению стран, которые отказываются следовать в русле политики Вашингтона, становится гуманитарным преступлением. Санкции парализуют международное сотрудничество в сферах, критически важных для противодействия эпидемиологической угрозе, увеличивая количество жертв среди населения.
Фото: REUTERS/Desmond Boylan