Жировичи – духовный центр Белой Руси

Жировичи – духовный центр Белой Руси

«Предки наши, по языку и происхождению, всегда составляли нераздельную часть русского народа»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

20 мая 2020 года исполняется 500 лет со времени основания Жировичского монастыря, главная святыня которого – чудотворная икона Богородицы – почитается далеко за пределами Белоруссии. Монастырь является одним из духовных центров Русской Православной Церкви, и можно лишь скорбеть, что из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки и поднявшихся информационных шумов юбилейные торжества отсрочены.

И, конечно, в связи с этой датой в социальных сетях появились кривотолки. Заметны две тенденции. Первая заключается в том, что белорусские униаты решили напомнить об униатском прошлом Жировичского монастыря и заявить, что настоящими основателями этой обители являются они, а Русская Церковь якобы захватила и присвоила себе чужое (униатское) наследие. Вторая тенденция носит «примиряющий», «светский» характер: Жировичский монастырь есть де общая православным и униатам (соответственно, и католикам) святыня – главное, что она «белорусская». В обоих случаях допускается сознательное искажение истории.

Основание Жировичского монастыря, согласно преданию, связано с явлением на дереве небольшой каменной иконы, которая была замечена пастухами и доставлена к местному землевладельцу Александру Солтану. Это было в 1470 году, задолго до провозглашения Брестской церковной унии (1596).  На месте явления иконы была выстроена часовня, затем деревянная церковь, при которой образовался монастырь. Обитель  была небольшой и содержалась на средства, выделяемые семьёй Солтанов. Такие фамильные монастыри называют ктиторскими, их учреждение было распространённым явлением. Около 1520 года первая церковь сгорела, но икона была чудесно найдена, и монастырь возродился.  Это событие и стало поводом для настоящего юбилейного торжества.

Данные факты были хорошо известны первым историкам Жировичского монастыря – монахам-униатам Феодосию Боровику и Иосафату Дубенецкому (XVII век). Однако более поздние униатские писатели затушевали информацию о православном происхождении монастыря, как убедительно показал в своём исследовании преподаватель Минской духовной академии и семинарии протодиакон Павел Бубнов. Так латино-униатские историки поступали со многими историческими свидетельствами о западнорусских церковных древностях. Современные белорусские униаты продолжают эти потуги.

Накануне заключения Брестской унии Жировичский монастырь оставался скромной ктиторской обителью. Он не был так значителен и известен, как другие монастыри – Киевский Печерский, Виленский Свято-Троицкий, Пинский Лещинский, Минский Вознесенский, Супрасльский Успенский, Лавришевский (настоятели этих монастырей упоминаются в документах того времени как участники церковных Соборов). Унию православные монахи отвергли; за это униатские епископы и светская власть изгоняли их из стен родных обителей, и монастыри приходили в упадок. Папский нунций Казимо де Торрес в своём донесении в Рим в 1622 году перечислил около десятка униатских монастырей Киевской униатской митрополии, а затем заметил, что «во всех (униатских) епископствах и архиепископствах есть много других монастырей, но они теперь закрыты из-за отсутствия монахов, а в перечисленных выше монастырях их не более 200 человек». В то же время один только православный Киево-Печерский монастырь насчитывал тогда 800 монахов. Что касается униатского монашества, его приходилось, по сути, создавать заново, набирая желающих даже из латинского обряда. В 1617 году по образцу иезуитского ордена и был создан униатский монашеский орден базилиан (в честь святого Василия Великого).

Жировичи стали одним из центров базилианского ордена. Учреждение здесь униатского монастыря в 1613 году связывается с деятельностью Иосафата Кунцевича, который устраивал гонения на православных в Полоцкой епархии и погиб насильственной смертью во время народного возмущения в 1623 году в Витебске. Кунцевича прославили в Риме как святого мученика, что в униатский период считалось немалой честью для Жировичского монастыря. В XVII веке здесь построили из камня Успенский собор и небольшую Явленская церковь. Позднее на искусственном возвышении была построена Крестовоздвиженская церковь (для выполнения католического обряда ползти на коленях на Христову Голгофу). В XVII веке в Жировичах регулярно проводились Соборы базилиан (конгрегации). В 1730 году состоялся торжественный католический обряд коронования Жировичской иконы. Одним словом, во времена унии монастырь приобрёл известность и значение.

Однако уния, будучи навязыванием части православной паствы Киевской митрополии церковного подчинения Риму, колебалась между католичеством и Православием. Базилиане, старавшиеся о возвышении Жировичского монастыря, немало способствовали тому, чтобы уния растворялась в латинстве. Однако в среде белого униатского духовенства возникло противодействие этому. В начале XIX века в Жировичах существовал административный орган управления Брестской униатской епархии, так называемый капитул. Члены этого капитула в 1820-х годах доказывали необходимость сокращения малолюдных базилианских монастырей и передачи их имущества на содержание учебных заведений для униатского духовенства. В 1828 году по инициативе прелата Иосифа Семашко в Жировичах была открыта духовная семинария. Сюда для обучения уставному богослужению по восточному чину отправлялись униатские священники. Здесь в семинарских аудиториях вскрывались подлоги католического богословия. Именно в эти годы Жировичская обитель и учреждённая в её стенах семинария стали питомником тех священников, которые вслед за своими духовными наставниками, епископами Иосифом (Семашко), Василием (Лужинским) и Антонием (Зубко), в 1839 году дали согласие на переход в Православие. В Соборном Акте по этому случаю говорилось: «Церковь наша составляла нераздельную часть Грекороссийской Церкви, подобно тому, как и предки наши, по языку и происхождению, всегда составляли нераздельную часть русского народа. […] ныне же мы так снова приблизились к ней [Грекороссийской Церкви], что нужно не столько восстановить, сколько выразить наше с ней единство». Отторженные насилием униаты вернулись в Православие, а Жировичский монастырь и семинария сыграли в этом немалую роль.

Последующая история монастыря как православной обители наполнена испытаниями бурного XX века. Были пережиты эвакуация в Москву во время Первой мировой войны, бедствия во время войны гражданской и польско-советской, нахождение в составе Второй Речи Посполитой, претензии латино-униатов на Жировичский монастырь в ходе судебного разбирательства, приход советской власти в 1939 году и новые испытания Великой Отечественной. Действовавшая во время немецкой оккупации миссия во главе с жировичским архимандритом Серафимом возродила многие приходы восточной Белоруссии. Монастырь пережил тяжелые хрущёвские гонения на Церковь и никогда не закрывался. В 1989 году здесь была воссоздана духовная семинария, а монастырь стал центром духовного возрождения Белоруссии.

Так Жировичский монастырь возник 500 лет назад на месте явления чудотворной иконы, был православным, а в униатский период приобрёл свой вид, сохраняющийся во многом поныне. Однако вероисповедание определяется не внешностью (униаты перешли в Православие, вместе с ними перешли и церковные здания). Монастырь стал достоянием Русской Церкви, составной частью которой является Белорусский Экзархат, именуемый Белорусской Православной Церковью. Что же касается «общности» монастырских святынь для православных и католиков-униатов, то эта воображаемая «общность» не ведёт к их примирению. Наоборот, питает взаимные претензии. Чтобы они не возникали, надо честно увидеть за внешностью исторических событий их внутреннюю сущность: для сознания людей церковных естественно стремиться к своему духовному истоку. Таковым для Белой Руси является Православие.

Заглавное фото: zhirovichi-monastery.by