Трамп давно с подозрением относится к ведущим американским IT-корпорациям. В 2016 году в СМИ была раздута шумиха по поводу того, что на выборах в США якобы имело место российское вмешательство, для чего были использованы социальные сети Facebook, Twitter и Google.
Вместе с тем тщательно скрывается, что американские IT-гиганты, заявляющие, что они вне политики, были в 2016 году на стороне демократов и играли против Трампа. По мнению американского президента, эти компании снизили уровень прироста его подписчиков, а также удалили многих пользователей, подписанных на него. В апреле 2019 года в Белом доме состоялась встреча Дональда Трампа и главы Twitter Джека Дорси. Трамп не преминул обвинить компанию в том, что она скрытно и целенаправленно удаляет его подписчиков, снижая рейтинг президента.
Встреча Дональда Трампа и главы Twitter Джека Дорси в Белом Доме
Впрочем, открытой войны с американскими IT-гигантами президент не объявлял, а предпочитал вводить контроль над социальными сетями законодательным путём. Как известно, крупные интернет-площадки, такие как Facebook, Twitter и YouTube, не несут ответственности за то, какие материалы на них размещают пользователи. Этот иммунитет гарантирован им законом «О соблюдении приличий в коммуникациях» (Communications Decency Act, CDA) 1996 года.
19 июня 2019 года стало известно, что в США предложены поправки к законодательству, которые заставят Facebook, Twitter, YouTube и другие крупные платформы отвечать за содержание пользовательских публикаций. Поправки были предложены сенатором-республиканцем от штата Миссури Джошем Хоули (Josh Hawley). Согласно законопроекту, американские IT-гиганты должны будут периодически проходить сторонний аудит методов фильтрации контента, очистки его от фейков и политически предвзятой информации. Те компании, которые не сумеют пройти аудит, будут лишены иммунитета, предусмотренного разделом 230 CDA.
Однако поправки до конца прошлого года принять не удалось. А с начала 2020 года между Трампом и IT-гигантами началась открытая война. Спровоцировали войну так называемая пандемия COVID-19, убийство Джорджа Флойда и последующие гражданские волнения и беспорядки в США.
Протесты в США. Фото: REUTERS Brandon Bell
Наибольшее раздражение у Трампа вызывала сеть Twitter, которая после объявления в США пандемии коронавируса стала очень активно редактировать контент своей сети по теме COVID-19, удаляя те материалы, которые с её точки зрения являлись фальсификациями. Часть так называемых фейков почти буквально совпадали с публичными высказываниями Трампа. Затем компания Twitter пошла ещё дальше – присвоила некоторым сообщениям президента, касавшимся COVID-19 и методов борьбы с вирусом, маркировку, которая указывала на то, что они могут содержать недостоверную информацию.
В мае Twitter квалифицировала два поста президента как «недостоверную информацию». Речь идёт о постах, в которых президент раскритиковал предложение Демократической партии США о проведении голосования во время президентских выборов по почте, назвав этот способ мошенническим. 27 мая Трамп обвинил социальную сеть во вмешательстве в кампанию по выборам президента. «Они говорят, что моё заявление по поводу голосования по почте, которое может привести к массовой коррупции и фальсификации, является неверным, основываясь на проверке информации, проведённой фейковыми новостными службами CNN и Washington Post», – заявил президент. Он добавил, что соцсеть «подавляет свободу слова» и он этого не допустит.
Голосование по почте спровоцировало в США серьёзные разногласия. Фото: REUTERS/Brian Snyder
У себя в Twitter глава Белого дома написал, что будет «закрывать» Twitter, если и дальше будут «заглушаться голоса консерваторов». А 28 мая был обнародован его указ о регулировании социальных сетей. Текст указа гласит: «Когда крупные и влиятельные социальные сети подвергают цензуре мнения, с которыми они не согласны, они проявляют опасную власть. В итоге они перестают функционировать как обычные доски объявлений и должны рассматриваться как создатели контента». Подписанный Трампом документ отменяет действие раздела 230 закона CDA. Отныне американские IT-компании должны нести ответственность за содержание сообщений, которые размещают пользователи их сервисов. Предусмотрено принятие поправок в закон CDA, лишающих компании иммунитета. Нововведение коснётся не только американских соцсетей – под угрозой судебных исков могут оказаться сервисы всего мира, доступные на территории США.
Указ президента вызвал ропот недовольства в Силиконовой долине. Пресс-секретарь Google Рива Шуто (Riva Sciuto) заявила: «Отмена раздела 230 нанесет ущерб американской экономике и ее мировому лидерству в области свободы Интернета». А со стороны Twitter указ спровоцировал резкую агрессию. 5 июня в этой социальной сети было заблокировано размещенное от имени штаба президента видео Дональда Трампа, в котором имеются кадры протестов в память о погибшем Джордже Флойде. Ролик демонстрирует кадры и сопровождается комментарием главы Белого дома о том, что справедливое общество, над которым работают американские власти, подразумевает созидание, а не разрушение. Причиной удаления названа жалоба неназванного обладателя прав на видеоматериал. Юрист Сэм Кулак заявил агентству Associated Press, что жалобу на размещённую информацию штаба Трампа подал он. Кроме того, правозащитник направил аналогичные письма руководству тех соцсетей и сервисов, где ролик всё ещё находится («Инстаграм» и «Ютуб»). Он, однако, отказался раскрыть, от имени какого правообладателя действует.
Вслед за этим на аккаунте самого Трампа было заблокировано следующее сообщение: «Я не могу стоять в стороне и наблюдать за тем, что происходит с великим американским городом Миннеаполисом. Полное отсутствие лидерства. Или леворадикальный мэр Джейкоб Фрей возьмет себя в руки и возьмет город под контроль, или я отправлю Национальную гвардию и сделаю все как надо. Эти бандиты позорят память Джорджа Флойда, я этого не допущу. Поговорил с губернатором Тимом Вальцем и сообщил ему, что армия на его стороне. Любые сложности и мы возьмем управление на себя, но когда начинается мародерство – начинается стрельба. Спасибо!»
В связи с начавшимися блокировками Трампа и его штаба вспоминают, что первая блокировка произошла ещё в начале ноября 2017 года, аккаунт президента вырубили на 11 минут, но потом восстановили. Тогда руководство Twitter пояснило, что аккаунт был случайно деактивирован по ошибке одним из сотрудников.
Сегодня блокировки Трампа и его ближайших сподвижников в Twitter и других социальных сетях – это уже отрытый вызов Силиконовой мафии американскому президенту. Стратегический руководитель «Твиттера» Ник Пиклз на слушаниях в парламенте Великобритании в начале июня не исключил возможности блокировки учётной записи президента США, если тот продолжит публиковать неоднозначные сообщения о текущих акциях протеста в США.
Одним фронтом с Twitter против президента выступила компания Facebook, сеть которой является крупнейшей в мире (около 3 миллиардов пользователей). 6 августа в Facebook был удалён видеоматериал с фрагментом из интервью президента телеканалу Fox News, в котором президент говорит о коронавирусе. Он, в частности, сказал, что дети менее уязвимы по отношению к COVID-19. В Facebook это выступление признали вводящим в заблуждение. «Видео содержит ложные утверждения о том, что группа людей неуязвима к COVID-19, что является нарушением нашей политики», – прокомментировали ситуацию в соцсети. Это был первый случай, когда Facebook удалил запись со страницы американского президента.
Стоит также упомянуть сеть Twitch (специализируется на компьютерных играх), входящую в империю компании Amazon. 29 июня Twitch временно забанил аккаунт Дональда Трампа за трансляцию на его канале двух видео, в которых президент США жёстко высказался об иммигрантах из Мексики. Первый ролик был записан в 2016 году, в начале предвыборной кампании Трампа. Тогда он выступил с речью, в которой заявил, что из Мексики в США прибывают не нормальные люди, а «насильники, преступники и наркоторговцы». Во втором видео можно было увидеть обращение Трампа к жителям города Талса, штат Оклахома. Президент США рассказал, зачем нужны оперативные службы, и упомянул, что именно к ним обращаются девушки, старики и другие беззащитные, если «ночью к ним вломится „hombre“» (мужчина по-испански. – В.К.).
Интересна позиция Facebook. Эта сеть пытается лавировать между Трампом и его противниками. Руководитель Facebook Марк Цукерберг заявил, что хотя не во всём согласен с американским президентом, но его компания «вне политики» и не будет подвергать цензуре «глубоко оскорбительные» сообщения Трампа. И даже такие формулировки показались противникам Трампа оппортунистическими. Многие сотрудники Facebook выразили своё несогласие с позицией руководителя соцсети и объявили виртуальную забастовку.
Почти треть крупнейших мировых брендов готовы объявить бойкот Facebook и более радикальной сети Twitter из-за того, что они якобы не всегда блокируют расистские посты. В июне Financial Times сообщила, что решили приостановить рекламу в указанных сетях на месяц Adidas, Coca-Cola, Ford, Honda America и Puma. После призыва правозащитников, обвинивших соцсети в размещении контента с ненавистническими высказываниями, пропагандой расизма и насилия, приостановили рекламу The North Face, Unilever, Verizon, HP и Starbucks, причём без указания срока прекращения бойкота. Один из крупнейших рекламодателей в мире Unilever не будет размещать рекламу в Facebook и Instagram минимум до конца 2020 г. Руководители Procter & Gamble также не исключили, что присоединятся к кампании. И тогда 6 августа Facebook, оказавшийся под мощным прессингом, пошёл на разовую блокировку материала Трампа. Однако противникам президента этого мало: они требуют от Цукерберга капитальной чистки социальной сети от подобных материалов.
Пока санкций со стороны Белого дома и правоохранительных органов США в отношении американских IT-компаний не зафиксировано, но эксперты не исключают, что борьба между Трампом и социальными сетями резко обострится осенью, когда предвыборная президентская кампания войдёт в финальную фазу.
Заглавное фото: REUTERS