Драма завода «Мотор Сич»

Драма завода «Мотор Сич»

Обречённые

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

События в Белоруссии с забастовками рабочих на крупнейших предприятиях страны сразу вызывают ассоциации с Украиной, где промышленность свели к нулю и теперь добивают остатки «проклятого советского прошлого» – предприятие «Мотор Сич».

Замглавы комитета Рады по финансам, налоговой и таможенной политике Александр Дубинский заявил, что бывший президент и генеральный конструктор предприятия Вячеслав Богуслаев (ныне почётный президент) после продажи своих акций китайским инвесторам хочет уничтожить завод, с которым связана вся его жизнь. Китайцы говорят, что не понимают, как можно так поступать: мол, украинская сторона выманила миллионы долларов, которые были вложены в завод, а теперь собираются оставить их с носом.

Между тем ничего необычного не происходит – завод «Мотор Сич» был обречён ещё раньше. Никакие китайцы и прочие перспективные международные инвесторы его не спасут, поскольку завод в своё время был нужен только России, но сегодня он потерял для неё интерес, поскольку она вынуждена была произвести замену выпускавшихся в Запорожье двигателей собственными. В советское время завод обеспечивал двигателями самолёты конструкторских бюро Антонова, Яковлева, Ильюшина, Туполева, Бериева (Бе-12 и Бе-200), а также вертолёты семейств Микояна и Камова, включая знаменитый и неприхотливый МИ-8, который до сих пор в модернизированном виде остаётся основной «лошадкой» гражданской и военной авиации РФ.

Вячеслав Богуслаев

Вячеслав Богуслаев

После государственного переворота 2014 года в Киеве российский рынок для «Мотор Сич» закрылся, киевский завод Антонова фактически перестал существовать, а переговоры с Boeing и Airbus ни к чему не привели. Тогда-то на горизонте и появилась китайская компания Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co, владельцем которой является миллиардер Ван Цзин. Он выкупил 56% акций «Мотор Сич». Как пояснил Богуслаев, китайцы сразу же инвестировали в завод $100 млн., что позволило сохранить рабочие места и продолжить выпуск двигателей, а в 2020 году обещали добавить ещё $150 млн., но этих денег, судя по ситуации на сегодняшний день, завод уже не дождётся.

Несмотря на то, что «Мотор Сич» является частным, а не государственным предприятием и Украине он без надобности, в начале 2017 года на него ополчились СБУ, прокуратура и Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). Открыли уголовное производство по статьям УК «подготовка к преступлению» и «диверсия», после чего в 2018 году акции иностранных (китайских) владельцев компании арестовали в судебном порядке, а АМКУ заблокировал сделку.

Понимая, что плетью обуха не перешибить, китайцы в 2020 году были вынуждены продать 25% своих акций украинскому олигарху Александру Ярославскому, президенту группы DCH (Development Construction Holding), после чего в АМКУ была подана новая заявка на оформление сделки, но заявку отклонили, а украинская прокуратура дополнительно наложила арест на акции. Совет директоров компании Skyrizon в августе 2020 года выступил с заявлением, в котором указал, что без китайских инвестиций завод оказался бы на мели, речь идет о коммерческом проекте и о сохранении «Мотор Сич» на украинской земле и вызывает недоумение блокирование предприятия уже при новой украинской власти.

Ярославский в свою очередь заявил о «силовом давлении» на сотрудников АМКУ, гарантировал развитие производственной базы предприятия, насчитывающего 25 тыс. сотрудников, сохранение прав интеллектуальной собственности и попросил Зеленского вмешаться в ситуацию. Наезд на «Мотор Сич» Ярославский назвал государственным рейдерством и пригрозил «подачей китайской стороной многомиллионных исков в международные суды и существенным охлаждением двусторонних отношений с Китаем как главным торговым партнёром Украины».

Газотурбинный двигатель Д-27 пятого поколения

Газотурбинный двигатель Д-27 пятого поколения

Сомнительно, что Зеленский услышит все эти аргументы. В августе 2019 года The Wall Street Journal сообщала, что помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон (ныне бывший) стремится не допустить приобретение китайцами компании «Мотор Сич» и не позволить им модернизировать парк воздушной техники большой грузоподъёмности на основе технологий этого завода. В ноябре того же года WSJ сообщила, что по поручению администрации президента США переговоры о покупке «Мотор Сич» вёл основатель американской ЧВК Blackwater (ныне Academi) Эрик Принс, который уже побывал на предприятии. По данным газеты, в конце сентября 2019 г. «Мотор Сич» посещали временный поверенный в делах США на Украине Уильям Тэйлор и старший советник Министерства обороны США по Украине Дональд Уинтер.

Понятно, что Принса запорожское предприятие не интересует, «Мотор Сич» ожидает такая же участь, что и запорожский ЗАЗ, который превратился в монументальный памятник разрушенной автомобильной промышленности Украины.

Киевский апелляционный суд уже приступил к рассмотрению иска DCH и Skyrizon, которые настаивают на снятии ареста с акций. Позиция прокуратуры слабая – в украинском законодательстве нет ограничений на продажу долей в акционерных обществах, покупатели не находятся под санкциями, «Мотор Сич» не принадлежит государству и отсутствует в перечне стратегических объектов госсобственности.

Разойтись с китайцами по мирному – национализировать «Мотор Сич» и выплатить отступные в сумме от 500 млн. до двух миллиардов долларов невозможно, таких денег в украинском бюджете нет. Однако и отказать Соединённым Штатам нельзя – обнулятся все договорённости с Международным валютным фондом и о кредитах придётся забыть. Слова Зеленского о том, что «Мотор Сич» – стратегическое предприятие и его продажа должна с ним обсуждаться, ничего не значат, поскольку никто с украинским президентом советоваться по этому вопросу не собирается.

Художник Игорь Ярошенок

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться