Сегодня Белоруссия переживает острейший политический кризис, который назревал все последние годы. В такое сложное время в горячих спорах возникают порой самые разные фантазии общественного переустройства, напоминающие крайности и утопии прошлого. Конструирование мобилизующего массы пропагандистского проекта в таком случае предполагает обещание золотых свобод, формирование образа коллективного врага, толчок к решительным действиям…
Историческая параллель к сегодняшним дням Белоруссии – листовки под названием «Мужыцкая праўда», напечатанные на белорусском языке латинским шрифтом. В их издании принимали участие активные деятели польского восстания 1863 г. Валерий Врублевский, Феликс Рожанский, а редактирование текста производил Константин Калиновский. В конце листовок стояла подпись «Яська-господар из-под Вильно». Известны семь номеров «Мужыцкай праўды», распространявшихся в 1862‑1863 гг.
Листовки построены на резком контрасте «правды» и «обмана». С одной стороны, негативно изображаются «москали» (российские монархи, царское правительство и администрация, школа, армия). Такие действия власти, как манифест об отмене крепостного права, суды, рекрутские наборы – это сплошной обман, насилие, грабёж. «Правительство московское как тот злой пан, начиная от комиссара вплоть до тиуна, позволяет каждому народ притеснять, чтобы как можно больше денег в карман его попало», – утверждается в листовке № 4.
С другой стороны, совсем в ином свете представляются польские порядки до прихода «москалей». Здесь – только справедливость и свобода. В листовке № 2 говорится, что «немец и москаль» позарились на богатство и свободу «нашего народа», стали нападать каждый со своей стороны. Чтобы противостоять неприятелям («немцам и москалям»), «одни защищали край, ходили воевать, другие [их землю] пахали, сеяли, косили да жали. С тех пор-то и пошла эта барщина (крестьянская отработка на поле пана-шляхтича. – А.Х.). Судите сами, можно ли было сделать справедливей, чем сделал когда-то наш король польский и литовский?»
Такими фальшивыми объяснениями прикрывает «Яська из-под Вильно» то социальное зло во время польского правления, которое доводило белорусских крестьян до малоземелья и крайней нищеты. Ведь барщина развилась на белорусских и литовских землях не из-за военных нужд, а в результате экономической реформы 1557 г., известной как «Устава на волоки». Тогда помещичье хозяйство стало ориентироваться на рынок (такое хозяйство называлось «фольварок»), увеличивалась площадь запашки, крестьяне прикреплялись к земле и за пользование своим наделом обязывались обрабатывать поле господина известное число дней в неделю (от двух до четырёх и более). Чтобы снять социальное напряжение, создававшееся крепостным правом, и устранить препятствие экономическому развитию страны и была предпринята в России крестьянская реформа 1861 года, осуществление которой «Яська» всячески осуждает.
«Нам не манифестов, а свободы нужно – и свободы не такой, какую нам царь пожелает дать, а какую мы сами, мужики, между собою сделаем», – говорится в «Мужыцкай праўдзе» № 3. Что это за идеал?
«Мы сегодня все уже знаем, что человек свободный – это когда имеет кусок своей земли, за которую ни чинша, ни оброка (виды денежного и натурального налога. – А.Х.) не платит, ни барщины не служит, когда платит небольшие подати […] на нужды всего народа, когда не идёт в рекруты чёрт знает куда, а идёт защищать свой край тогда только, если подступит неприятель, когда делает всё, что ему по душе и что не обижает ближнего и славы Божией, и когда исповедует ту веру, которую исповедовали его отцы, деды и прадеды (имеется в виду уния. – А.Х.)».
В этих словах много неопределённости.
Каким должен быть этот «свой кусок земли» и как его получить? В каком размере должны платиться с него «небольшие подати»? Каким образом должна выполняться теперь воинская повинность в случае нападения неприятеля? Как будет восстанавливаться упразднённая уния, если в православие перешло всё бывшее униатское духовенство? На эти и многие другие вопросы «Мужыцкая праўда» не даёт ответов. С пропагандистской точки зрения это очень удобно: каждому импонирует «свобода, которую мы сами между собою сделаем».
Однако это всё будет решаться потом, а сейчас надо браться за оружие. «Помните, что если мужик разгуляется, то как свет широкий кровь ваша польётся!» (№ 4). «За мужицкую обиду стойте смело, все вместе, а если кто хочет обижать вас, тянуть рекрута […] – вы его бейте мужицкой рукой, и будет свобода, и рекрута не будет, и Бог вам поможет» (№ 5). То есть крестьяне должны идти «за свободу» против властей и регулярной армии с голыми руками или с вилами, топорами и косами.
Наконец, в № 7 раздаётся сигнал к выступлению. «Вышел уже польский (повстанческий. – А.Х.) манифест. Земля свободно отдаётся всем мужикам, потому что это земля их дедов-прадедов, за эту землю никто не должен отрабатывать барщину и чиншей никаких платить; подушного (личного налога. – А.Х.) больше не будет, а только подымное (налог с хозяйства, недвижимости. – А.Х.), как когда-то платили; рекрутства больше не будет, а все мужики, и паны, и мещане – каждый отслужит 3 года в своём краю – и снова вольный человек. Униатские костёлы, отобранные москалями, отдаются назад униатам […]. Вот теперь сами разбирайтесь: где большая правда – в польском манифесте или в царском. Царь обещал дать свободу – и не дал. Обещал не брать рекрута, а теперь уже и второго требует. Польский манифест дал землю, отменил подушное, возвратил унию. Ну, скажите, братья, кто больше о нас заботится?»
Не вдаваясь в разбор всех этих пропагандистских утверждений, укажем, что в манифесте польского повстанческого правительства о наделении крестьян землёй, изданном 20 января 1863 г., говорится, что крестьянам передаётся без выкупа и платежей та земля, которой они на данный момент владеют. С учётом того, что накануне земельной реформы помещики делали всё, чтобы урезать крестьянские наделы, польский манифест закреплял такое положение вещей и отдавал крестьянам только ту неудобную, малоплодородную землю, которую им отрезали помещики.
«Справедливость» самопровозглашённого польского правительства оборачивалась обманом и несправедливостью.
А что будет с теми, кто не поверит польскому манифесту? И как поверить, если новая власть – это одни декларации? «А таких, – говорится в листовке, – которые за деньги не побоялись служить врагам нашим, не хотели, чтоб у мужиков земля была да правда на свете, и противились новой свободе, – по новому польскому манифесту таких вешают как подлых собак, селения их опустели, дымом пошли их избы, пропало ни за грош добро».
Противников польского манифеста ждёт расправа…
Кастусь Калиновский
Так в листовках под редакцией Константина Калиновского создавался коллективный миф о свободе, которую в случае победы повстанцев каждый получит по своему желанию. Создавалась утопия справедливого общества, ради которой предлагалось выходить с вилами против ружей и артиллерии, проливать кровь.
Очень хочется, чтобы путь к разрешению нынешнего политического кризиса был найден мирно, без утопических иллюзий.