29 сентября СМИ распространили заявление директора СВР Сергея Нарышкина, в котором говорилось о намерении экстремистских внешних сил вмешаться в события в Белоруссии: «По имеющимся данным, среди укрывающихся сейчас за рубежом экстремистски настроенных противников нынешних властей Белоруссии вынашивается план резонансной провокации, в ходе которой был бы арестован или даже ранен или убит один из авторитетных священнослужителей РКЦ (Римско-католической церкви). Расчет на то, что это позволит существенно повысить антиправительственные настроения среди католиков и подстегнуть их к более активному участию в уличных протестах».
На следующий день генеральный викарий и ответственный за СМИ Минско-Могилёвской архиепархии РКЦ епископ Юрий Кособуцкий выступил с запальчивым «опровержением»... «Это – нелепость полная, фейковая информация, ложь, ничего общего не имеющая с правдой ... Сегодня Костел в Беларуси говорит правду о ситуации в стране, выступает против насилия, призывает людей к солидарности, к единству, согласию, миру и прощению». И как же это выглядит?
Как католики понимают «правду о ситуации в стране», как выступают «против насилия», как призывают они «к солидарности, к единству, согласию, миру и прощению»? Вот проповедь епископа Кособуцкого, произнесённая 29 сентября: «Люди, которые призваны были быть гарантами нашего спокойствия и мира, к сожалению, исполняют немного иную функцию. Сегодня наоборот – нападают на мирных людей. Мы видим эту несправедливость ... Посмотрите, какое идет противостояние с белорусскими национальными символами. С бело-красно-белым флагом. А ведь этот флаг основан на христианской символике [в действительности этот флаг восстанавливает символическую связь белорусских коллаборационистов с немецкими оккупантами времён кайзеровского и гитлеровского режимов. – Л.Ф.] … А кто враждует с христианской символикой? Кому мешает Христос Воскресший?» Так оратор-католик даёт понять верующему человеку, что законные власти Республики Беларусь суть часть демонических сил. Переходя к антигосударственной пропаганде, Кобуцкий напрямую демонизирует власти Белоруссии.
Между тем готовиться к протестам в Белоруссии католический клир начал ещё до президентских выборов 9 августа. Акция «Католик не фальсифицирует» была запущена в социальных сетях в начале июля. После 9 августа католические священники вышли на улицы вместе с протестующими: дескать, не можем смириться с нарушениями…
Дальше – больше. Католические священники в своей ненависти к «режиму», к милиции забыли о любви Христовой. Католический клирик Владислав Белодед писал: «Всем работникам милиции мое абсолютное презрение. Вы хуже грязи для меня». Католические священники шли дальше – распространяли в Facebook посты с личными адресами белорусских милиционеров с припиской: «Каждый сам поймет, как пользоваться этой информацией и что нужно делать». Если это не антигосударственная деятельность, не призыв к насилию, то что это?
Не провести аналогию с соседней Украиной невозможно. Отличие лишь в том, что в Белоруссии слабы униаты, послужившие локомотивом двух украинских майданов. В Белоруссии эту функцию исполняют католики. Причина – национальность. Руководство Римско-католической церкви Белоруссии состоит из этнических поляков. И здесь тоже прослеживается польская подоплека беломайдана. Поэтому никого не удивляет запрет на въезд в Белоруссию архиепископу Тадеушу Кондрусевичу после его очередной поездки на родину в Польшу (на границе аннулировали его белорусский паспорт).
Архиепископ Тадеуш Кондрусевич
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Кондрусевич мог получать в Польше указания политического характера, это ставит его деятельность в Белоруссии в разряд шпионажа и антигосударственной деятельности. Характерно то, что Ватикан не стал опровергать обвинения против Кондрусевича.
11 сентября в Минске побывал министр иностранных дел Ватикана – секретарь по отношениям с государствами Государственного секретариата Святого престола архиепископ Пол Ричард Галлахер (англичанин). На встрече Галлахера с белорусским министром иностранных дел «Макей особо отметил историческую роль Католической церкви в становлении и развитии белорусского государства, выразив уверенность, что конструктивный диалог со Святым Престолом является одним из условий сохранения межконфессионального мира и согласия в стране». Макей подтвердил приглашение папе римскому Франциску посетить Белоруссию; подтвердил это приглашение и А. Лукашенко.
После этого причина участия католиков в акциях протеста фактически была устранена, но импульс к продвижению католиков на восток сильнее. Этот импульс был дан после поездки на Украину в 2001 году тогдашнего папы Иоанна Павла II. Цель визита понтифика не сводилась к заявленному «общению со своей паствой». Поездка служила средством дальнейшего распространения католичества на восток. Белоруссия – поле такого распространения, и когда папа Франциск приедет в Белоруссию, это станет очевидно даже для тех, кто сейчас этого не видит.
Католики – один из двигателей уличных протестов в Белоруссии
В Белоруссии более 1700 общин Белорусской православной церкви (Белорусского экзархата Русской православной церкви) и 500 общин римо-католиков. По разным данным, в республике среди верующих 65–70% православных и около 15–20% католиков. Свыше 60% всех католиков проживает на западе Белоруссии, большинство из них – этнические поляки. Католичество – это совсем не то, чем определяется религиозно-культурный и культурно-исторический выбор Белоруссии.
Заглавное фото: katolik.life