После двух месяцев протестов в Белоруссии власти республики заявили о начале работы над конституционной реформой, которая должна положить конец острому общественно-политическому кризису в стране. Однако то, как идёт этот процесс, говорит об обратном.
В Белоруссии есть два противоположных мнения насчёт того, как и когда менять Конституцию. На одном полюсе – власти, на другом – оппозиция, в которой есть несколько течений. Ни о каком «общенациональном диалоге» между теми и другими речь не идёт.
А. Лукашенко заговорил о необходимости внесения изменений в Конституцию ещё несколько лет назад. Уже тогда он очертил определённые рамки данной реформы. Подготовкой изменений должны были заниматься представители Конституционного суда и парламентарии. Речь шла о перераспределении полномочий в рамках органов власти и переносе части нагрузки с президента на парламент и местные органы управления. Ни о каком умалении роли президента в структуре управления государством речи не было.
Ситуация, сложившаяся после президентских выборов 9 августа, заставила Лукашенко скорректировать позицию, но не изменила её кардинально. В частности, он заговорил об изменении не только структуры управления, но и избирательной системы, а также о возможности проведения новых президентских выборов. Всё это, по мнению белорусского лидера, должно понизить градус напряжённости и удовлетворить возникший в обществе запрос на перемены. Кроме того, к проведению реформы склоняет и Москва, которой не нужна «цветная революция» в Белоруссии с перспективой появлением антироссийского правительства теперь и в Минске.
В то же время в Москве сознают, что без привлечения к обсуждению части конструктивной оппозиции диалога не получится, и намекают белорусским властям на необходимость прислушиваться к оппонентам. Об этом говорили пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, глава МИД РФ Сергей Лавров. В российской столице были замечены члены так называемого Координационного совета белорусской оппозиции Максим Богрецов и Антон Родненков, которые встречались там с некоторыми российскими экспертами. Ранее Москва категорически отвергала любую возможность общения с белорусской оппозицией на любых уровнях.
Вместе с тем последние события в Белоруссии показывают, что официальный Минск не намерен вести серьёзный диалог ни с кем. Основные направления реформы давно определены. Об этом, в частности, свидетельствует состав участников так называемых диалоговых площадок, на которых власти с начала октября собирают пожелания белорусов. Предложения, звучащие на этих площадках, свидетельствуют, что ничего кардинального реформа в Конституцию не внесёт.
Планируется, что все предложения будут собраны до 25 октября и переданы в парламент для обсуждения. Подготовленный по итогам обсуждения вариант поправок отправят на Всебелорусское собрание, куда приедут члены трудовых коллективов госпредприятий и так называемого регионального актива (представители властной вертикали, ветеранских, женских и профсоюзных организаций). Что будет после этого, власти пока не говорят. Единственный раз внятный срок принятия новой Конституции был обозначен в конце августа в Вене на специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ, посвящённом ситуации в Белоруссии. Тогда белорусской стороной было заявлено, что изменения в Основой закон республики будут внесены к 2022 году.
На диалоговых площадках, которые организованы по всей стране, можно увидеть руководителей органов государственного управления, председателей областных и районных исполкомов, депутатов местных Советов, помощников президента, лидеров поддерживающих власть общественных организаций и партий, представителей официальных профсоюзов, а также «горожан с активной гражданской позицией». Встретить на таких площадках представителей оппозиции практически невозможно. В тех случаях, когда оппонентам Лукашенко предоставляют возможность поучаствовать в обсуждении, их воспринимают как деструктивный элемент. В результате диалога не получается. Власть обсуждает реформу сама с собой, в заранее определённых ею рамках.
Вина за происходящее лежит и на оппозиционерах. Среди противников Лукашенко нет единого взгляда на то, стоит ли принимать участие в предлагаемой властями реформе. Одна часть оппозиции, которая объединилась вокруг штабов Виктора Бабарико и Светланы Тихановской, считает, что ни о каких переговорах с Лукашенко речи быть не может. Эти создали свою Общественную конституционную комиссию и ратуют за возврат к варианту Конституции 1994 года. Здесь главное условие реформы – отставка Лукашенко. Третья часть оппозиционеров, где можно встретить представителей старых оппозиционных партий, готова говорить о реформе. Видимо, с ними власти и собираются формально вести разговор, чтобы показать международным партнёрам «общенациональный диалог».
Кроме того, белорусские власти в ускоренном режиме начали формировать подконтрольную себе оппозицию. Привлекли наиболее сговорчивую часть противников Лукашенко, некоторых выпустили из тюрем. В частности, речь идёт о бывшем члене избирательного штаба Бабарико бизнесмене Юрии Воскресенском, которого отпустили после поездки Александра Лукашенко в СИЗО КГБ. Демонстрируется готовность слушать оппонентов, но не всех, а тех, кого можно контролировать.
Однако хитрая схема пока не приносит ожидаемого эффекта. Напротив, она усугубляет тлеющий в обществе кризис. Большинство противников Лукашенко не верят в возможность проведения реформы при существующем политическом режиме.
В Белоруссии многие помнят 1996 год, когда провели референдум по изменениям в Конституцию. Референдуму предшествовал серьёзный политический кризис; противники Лукашенко согласились на его условия по всенародному обсуждению двух вариантов Основного закона, за что впоследствии поплатились. С того времени началось укрепление режима личной власти белорусского лидера и постепенное движение страны к тому, что сегодня его противники называет диктатурой. Поэтому «новая белорусская оппозиция» во главе со Светланой Тихановской, Павлом Латушко и прочими сбежавшими из Белоруссии призывает не поддаваться на уговоры властей и не снижать градус напряжённости. Тихановская и вовсе объявила Лукашенко ультиматум, потребовав от него в ближайшее время подать в отставку.
Одновременно оппозиция начала кампанию по дискредитации руководства страны. В СМИ, социальных сетях, телеграм-каналах появилось множество призывов отказаться от диалога с властями, требовать возврата Конституции 1994 года, продолжить борьбу против режима до полной победы. Известная после президентских выборов платформа «Голос», которая проводила интернет-мониторинг голосования 9 августа, запустила онлайн-опрос по поводу конституционной реформы: основными стали вопросы о выходе Белоруссии из интеграционных объединений (с Россией) и о статусе белорусского языка. Всё это ранее можно было увидеть в программе Тихановской, основанной на разработках националистов. То есть оппозиция вновь получает возможность навязать белорусам перемены, далёкие от проблем страны.
В этой ситуации говорить о том, что проведение конституционной реформы в Белоруссии приведёт к общественному согласию, было бы неоправданным. Противоборствующие стороны не готовы слушать друг друга. Власть и оппозиция видят дальнейшее развитие Белоруссии совершенно по-разному. Одни по-прежнему считают необходимым сохранение президентской республики с ориентацией на интеграцию. Другие выступают за превращение страны если не в парламентскую, то в парламентско-президентскую республику со статусом нейтрального государства. Это означает, что конституционные преобразования в том виде, как их предлагают стороны, ни в какой мере не станут решением проблем Белоруссии. И что дальше?