Саммит глав государств и правительств стран-членов ЕС 19 ноября провалился. Саммит проходил в режиме видеоконференции, тень коронавируса по-прежнему разобщает. Венгрия и Польша заблокировали семилетний бюджет Евросоюза на 2021-2027 годы (€1,07 трлн) и план восстановления экономики Евросоюза (€750 млрд.), которая скатилась вниз из-за закрытия производственных и торговых объектов (виноват коронавирус).
Встреча 19 ноября должна была быть полностью посвящена «борьбе с коронавирусом», но Венгрия и Польша взбунтовались и повестку дня пришлось изменить. Бухарест и Варшава не согласны с созданием т. н. механизма контроля за соблюдением принципов верховенства права; смысл «механизма» в том, что распределение денег Брюсселем будет зависеть от результатов этого контроля. К Венгрии и Польше присоединилась Словения.
Виктор Орбан обвинил власти в Брюсселе в намерении заставить Венгрию изменить её политику ограничения иммиграции. Будапешт отказывается участвовать в программах Евросоюза по обязательному расселению мигрантов во всех странах ЕС. Орбан не уступает никаким уговорам, которые ведут Ангела Меркель, председатель Евросовета Шарль Мишель и другие европейские политики.
А премьер-министр Матеуш Моравецкий объявил, что Польша отклонит бюджет Европейского союза на 2021-2027 годы, если выплата денег будет связана с так называемым принципом верховенства закона. Моравецкий направил руководителям институтов ЕС письмо, в котором заявил, что, если такую связь установить, на первый план выступят политические мотивы.
И такие мотивы уже выступают. Германия настаивает на том, чтобы финансовая помощь со стороны ЕС странам – членам Союза приостанавливалась для тех стран, которые не выполняют требования Брюсселя. Как заявил глава канцелярии премьер-министра Польши Михал Дворчик, это может привести к распаду Евросоюза.
Итак, первая позиция Брюсселя – навязать всем членам ЕС обязательное расселение мигрантов (в основном из Африки и Азии). Вторая позиция – «борьба против дискриминации» извращенцев. 12 ноября Еврокомиссия опубликовала первую в истории Европы стратегию «обеспечения равенства для ЛГБТ» во всём мире; запущена новая аббревиатура ЛГБТКИ: к лесбиянкам, гомосексуалистам, бисексуалам и трансвеститам добавляются новые существа – квиры и интерсексуалы, чьё «равенство с человеком» предлагается обеспечить по всей планете.
Еврокомиссар по вопросам равенства Хелена Далли предложила закрепить в семилетнем бюджете ЕС санкции против тех стран-участниц, которые отказываются соблюдать «соответствующие нормы толерантности».
Брюссель беспокоится: в Польше в 2019 году около ста городов и муниципалитетов объявили свою территорию «зоной, свободной от идеологии ЛГБТ». В ответ Еврокомиссия отказалась предоставить финансирование шести городам из этого списка. Подчеркнём: однополые «браки» и усыновление однополыми сожителями детей в Польше запрещены. В Венгрии однополые «браки» также запрещены. Всё это вызывает растущее раздражение у «хозяев игры».
Хелена Далли в своём интервью Politico подчеркнула: страны, не соблюдающие права ЛГБТКИ, должны быть подвергнуты штрафным санкциям, это «хороший способ заставить государство-член Евросоюза подчиниться». ЕС, по её словам, должен поставить страны-участницы перед выбором: «Вы не соблюдаете верховенство права в этой сфере? Хорошо. Но тогда вы не получите доли денежных средств, которую должны были бы получить».
Венгрия тем временем продолжает спорить с поборниками «защиты прав» извращенцев. Министр юстиции Венгрии Юдит Варга заявила изданию Welt: «Мы хотим сохранить наши христианские корни. Мы хотим сохранить брак как союз между мужчиной и женщиной. И это те вопросы нашей жизни, которые мы должны решать сами». Хотят-то они хотят. А смогут ли?
«Восточный фронт расширяется: начинается восстание против Евросоюза», – пишет итальянская газета Giornale. По мнению этого издания, речь идёт не только о процедурных вопросах, а о глубоком идеологическом расколе между старой (Западной) и новой (Восточной) Европами. Еврокомиссия уже подала в суд на Венгрию и Польшу за невыполнение согласованных решений и подняла вопрос о введении санкций против Польши и Венгрии согласно 2-й статье Лиссабонского договора за нарушение «демократических ценностей ЕС».
Итальянская Giornale, конечно, серьёзно недооценивает и преуменьшает значение начавшейся борьбы: речь идёт не о разных идеологиях, а о чём-то гораздо более фундаментальном – об основах существования вида «человек разумный». В политической плоскости это преломляется в виде столкновения национальных и наднациональных (транснациональных) интересов.
Венгрия и Польша заявили, что будут блокировать принятие бюджета Евросоюза, если их позицию проигнорируют. В Будапеште и в Варшаве не понимают простой вещи (мешает пониманию «рука Брюсселя», управляющая распределением денег): пока та или иная страна остаётся членом ЕС, шансов удержать хоть толику государственного суверенитета у неё мало. Даже очень мало. Придётся равняться на «демократические ценности».
Художник Игорь Ярошенок