Следуя пацифистским положениям послевоенной Конституции, власти Японии вынуждены были проводить политику фактического запрета на экспорт оружия и военных технологий. Это вызывало недовольство стремившихся к воссозданию военно-промышленного комплекса и желавших участвовать в прибыльной международной торговле оружием крупных производителей. В апреле 2014 года правительство Японии сняло запрет, оговорив это тем, что оружие «не будет экспортироваться в страны, находящиеся в состоянии военного конфликта или под действием ограничительных санкций Совета Безопасности ООН». Для одобрения законопроекта в парламенте «разъясняли», что-де вооружения будут поставляться за границу только в тех случаях, когда это… «вносит вклад в дело мира и способствует обеспечению безопасности Японии».
Сегодня Япония сосредоточила внимание на поставках вооружения и оборудования странам, противостоящим Китаю, что трудно представить «вкладом в дело мира». Японское оружие в странах АТР лишь повышает градус конфронтации и требует от Китая ответных мер. Так, в конце августа японские производители заключили контракт о поставках Филиппинам крупной партии радиолокационных станций. Отмечалось, что сделка стоимостью $103,5 млн имеет особое значение: это первый для Японии случай экспорта готовых изделий военного назначения (а не отдельных комплектующих) с 2014 года. Ранее японский военный экспорт был ограничен в основном радиоэлектронным, оптическим и другим оборудованием или его компонентами такого оборудования. Defense News указывает, что «Филиппины – одна из шести стран Юго-Восточной Азии, претендующих на часть островов Спратли в Южно-Китайском море, о суверенитете над которыми заявляет КНР, ведущая там активное военное строительство…».
На противостояние с Китаем ориентировано и соглашение Японии с Вьетнамом о передаче оборонной техники и технологий, а именно патрульных самолетов и радаров, что, как сообщается, «поможет Вьетнаму лучше противостоять растущим территориальным претензиям Китая в спорных районах Южно-Китайского моря». Аналогичные договоренности Токио имеет и с Малайзией, также оспаривающей права Китая на стратегический водный путь, через который проходит более трети мировой торговли.
А вот с Индонезией японские торговцы оружием радарами не ограничиваются. Как сообщают японские СМИ, с 4 ноября между правительством Японии и правительством Индонезии ведутся переговоры о поставках в эту страну японских военно-морских вооружений. Считается, что речь идет о новейших фрегатах класса «Кумано» типа 30 FFM.
Судя по данным строящей корабли такого класса компании Mitsubishi Heavy Industries в Нагасаки, это серьезная техника. Корабль выполнен по технологии «стэлс». Водоизмещение фрегата 30FFM – около 5500 тонн, длина корпуса – 132,5 метра, ширина – 16,3 метра. Оснащенный комбинированной дизель-газотурбинной энергетической установкой типа CODAG, он сможет развивать скорость свыше 30 узлов. Численность экипажа – 90 человек, что говорит о высоком уровне автоматизации на борту.
В японском правительстве и министерстве обороны не скрывают, что планируемый экспорт военно-морской техники в Индонезию – чрезвычайно важный элемент повышения военно-политической роли Японии в Индо-Тихоокеанском регионе. Эту задачу провозгласил и японский премьер-министр Суга в ходе визита по странам АСЕАН и видеоконференции с лидерами стран региона. В статье японской газеты «Иомиури симбун», озаглавленной «Экспорт японского оружия – важный внешнеполитический инструмент страны», не скрывается, что «в случае успеха экспорт военных кораблей в страны ЮВА явится серьезным сдерживающим фактором в отношении Китая». Об этом же пишет и газета Okinawa Times, отмечая: «Не случайно в качестве первого объекта такого экспорта выбрана Индонезия, имеющая серьезные территориальные споры с Китаем, Сингапуром и Филиппинами».
Однако было бы не совсем верно утверждать, что, разворачивая торговлю вооружениями со странами ЮВА, японские политики преследуют лишь цель обострить их противоборство с Китаем, дабы отвлечь его от противостояния с Японией, в частности по вопросу о принадлежности островов Сэнкаку-Дяоюйдао. В этом, как отмечалось выше, немалый интерес и капитанов японской экономики.
В беседах с политиками и политологами Страны восходящего солнца автору этих строк не раз доводилось слышать, что торговля оружием как воздух необходима Японии для поддержания на плаву стагнирующей третье десятиление подряд японской экономики. Пытаясь убедить в том, что Япония вовсе не собирается с кем-то воевать, они разъясняли, что речь идет о создании в стране мощного ВПК, который явится мотором экономики и повысит угасающий на фоне быстрого роста Китая авторитет Японии в регионе и в мире.
В ответ же на сомнения в способности японского вооружения конкурировать по цене с американскими и российскими образцами из-за чрезвычайно высокой себестоимости производимой в Японии продукции мне заявляли, что эта проблема возникнет лишь на первом этапе завоевания рынка. Ибо расчет делается на то, что переход к массовому производству оружия с широким применением робототехники позволит значительно удешевить продукцию военного назначения.
Успокаивали меня японские собеседники и по поводу активной деятельности японского правительства в вопросе об изменении Конституции страны, а именно удаления из нее пацифистких положений. И тут, оказывается, преследуются чисто экономические цели. Как меня убеждали, конституцинная легитимизация японских вооруженных сил позволит-де освобождаться от закупки дорогостоящего вооружения за рубежом, в первую очередь в США, и разворачивать свою оборонную промышленность. При этом давалось понять, что до последнего времени американцы выкачивали из Японии большие средства, продавая свое оружие, которое подчас уступает японским образцам. И в это можно поверить: отмена закупки японским правительством американских установок ПРО Aegis Ashore показала, что претензии были и к качеству, и к эффективности данного оружия.
Если раньше о целях воссоздания мощного ВПК в Японии говорили вполголоса, то теперь об этом говорят уже громко. Norimono News признает, что, «кроме задачи сдерживания Китая, экспорт японского вооружения поможет решить задачи защиты и выживания японского военно-промышленного комплекса в условиях, когда в Индо-Тихоокеанском регионе поставки военной техники практически полностью монополизированы Америкой».
Легализация японских вооруженных сил, по мнению сторонников устранения конституционных запретов, позволила бы снять последние законодательные препоны. Например, отменить действующие в стране «Принципы осуществления передачи военной техники третьим странам», согласно которым в отношении военных кораблей действует условие, что это могут быть лишь суда, используемые в целях «наблюдения», «контроля», «спасательных операций», «сопровождения» и «траления». Как отмечают японские СМИ, эти ограничения вполне можно обойти, если трактовать назначения кораблей расширительно. Указывается, что «функции фрегатов всегда можно подвести под задачи наблюдения».
И ещё. В Токио понимают, что для приобретения японского оружия, особенно такого дорогостоящего, как, например, современные ракетные фрегаты, в менее богатых, чем Япония, странах ЮВА возникают проблемы изыскания дополнительных средств. В связи с этим дотошные японцы внимательно изучают российский опыт. Okinawa Times пишет об опыте российско-индонезийских сделок при торговле вооружениями, указывая на успешную реализацию последней сделки по приобретению Индонезией российских истребителей Су-35 на бартерной основе – в обмен на ликвидные нефть и кофе-бобы.
В любом случае занимающим ведущие позиции в международной торговле оружием странам, среди которых и Россия, следует всерьез обратить внимание на нового конкурента, высокий престиж техники и высоких технологий которого не позволяет рассматривать его снисходительно.
Фото: defence-blog.com