Тихановская гастролирует по Польше, но осела в Литве

О Тихановской, белорусском КГБ и Королевском институте международных отношений

Пришло время указать белорусским гостям в Литве на порог

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В Литве заговорили о том, что осевшая в этой республике и исполняющая роль «лидера свободной Беларуси» Светлана Тихановская – инструмент в руках Александра Лукашенко, извлекающего из инструмента  нужные мелодии.

Первым поведал об этом бывший литовский посол в Белоруссии Пятрас Вайтекунас: «Тихановская – не лидер, а случайный оппозиционный символ, обслуживающий белорусский КГБ». Следом подключился политолог Марюс Лауринавичюс: «Она –  не продукт объединённой оппозиции, а удачный предвыборный проект администрации белорусского президента, призванный консолидировать недовольных, увлечь, проявиться, подвергнуться репрессиям. А Тихановская должна незаметно уйти со сцены в нужный для власти момент».

Дело в том, что Тихановская предложила Вильнюсу ввести санкции против государственного предприятия «Беларуськалий» «в ответ на репрессии руководства компании против работников, поддерживающих оппозицию». То есть отказать Минску в транзите и перевалке калийных удобрений в литовской Клайпеде. Единственные в Литве морские ворота создают от 6 до 7% ВВП страны. Ежегодно предприятие переваливает около 12 млн тонн белорусских удобрений. Почти 90% составляет транзит «Беларуськалия», ещё 10% – продукция «Гродно Азота», «Нафтана» и других компаний.

Характеристика мирового рынка минеральных удобрений

Характеристика мирового рынка минеральных удобрений, фото enterchina.ru

В 2019 году все белорусские грузы составили 30,5% совокупных погрузок порта, или 14,1 млн тонн из 46,3 млн. Из чего следует, что после введения санкции только против «Белкалия» экономика Литвы «просела» бы на 2–2,5% ВВП без учёта потерь в остальных хозяйственных сегментах. Например, на железнодорожном транспорте, тоже работающем в интересах белорусского транзита.

Доля белорусского калия в мировом экспорте в 2019 году достигла абсолютного рекорда в 21,3%. Это почти 10,3 млн тонн в физическом весе. Белорусские калийные удобрения отправляются более чем в 100 стран мира. Для сравнения: канадский калий востребован примерно в 55–58 странах. По состоянию на начало 2019 года мировой рынок калийных удобрений оценивался в 8 млрд. долларов США. По прогнозам, в ближайшие годы он будет расти в среднем на 4%. Отказать Минску в транзите через Клайпеду означает погубить основную экспортную статью. Быстро переориентировать поток, например, на российскую Усть-Лугу не получится – в Усть-Луге ещё не сдан в эксплуатацию терминал сыпучих грузов.  Остаётся либо сокращать добычу, что повлечёт за собой рост безработицы и социального напряжения, или складировать калийные удобрения дома.

Калий - красное золото Белоруссии

Калий - красное золото Белоруссии, фото lider-press.by

До такого тонкого хода домохозяйка Тихановская самостоятельно додуматься не могла, рассудили в Вильнюсе, а уж кто её надоумил, можно гадать.

Первым забил тревогу директор порта Клайпеда Альгис Латакас. Он понимает, что после потери части грузов вернуть их сложно, порой невозможно. Латакас обратился в президентуру с просьбой «запретить хвосту вертеть собакой». Бывшая высокопоставленная сотрудница литовской госбезопасности Аста Скайсгерите, ныне советник президента Гитанаса Науседы по вопросам внешней политики, оперативно прекратила балаган, затеянный «белорусским правительством в изгнании».

Тихановская в долгу не осталась. В интервью американскому журналу The New Yorker домохозяйка из Гродно заявила, что «страны Европы только выражают обеспокоенность, но ничего не могут сделать в ситуации вокруг Беларуси, всегда оглядываясь на Россию». Однако скандал вокруг посягательств на интересы клайпедского морского порта заставил литовцев под другим углом взглянуть на активную гостью.

Пресса вспомнила, что МИД Литвы принял Тихановскую 11 августа из рук сотрудников КГБ Белоруссии, которые по распоряжению Лукашенко обеспечили охрану бывшего кандидата в президенты вплоть до литовской границы, где и передали её. Новоприбывшую приняли в Вильнюсе радушно – дали престижную жилплощадь, двух телохранителей, водителя, положили денежное содержание в 1200 евро в месяц, создали офис для оппозиции и стали возить по европейским столицам.

Между тем в Лондоне, в британском Королевском институте международных отношений (Chatham House), намекают, что якобы 70% белорусов поддерживают протесты против Лукашенко. Правда, поляки, которые следят за Белоруссий очень хорошо, говорят иное: Тихановскую поддерживают примерно 10%, не больше того.

Зимние протесты в Минске

Зимние протесты в Минске, фото fototelegraf.ru

Тут надо привести точку зрения, которую транслируют в Литве бывший директор департамента государственной безопасности Зигмас Вайшвила и его единомышленники. Мол, Тихановская играет в игру, ещё в августе задуманную Александром Лукашенко: он вывез бывшую соперницу в Евросоюз (Литву), снабдил деньгами и наказал посольству помогать ей. Так не поступают по отношению к противнику. Тихановская подыгрывает Лукашенко. На очередную её бесплодную инициативу следует эффектный ответ Минска. Она требует санкций против Белоруссии – Лукашенко объясняет народу, что европейцам безразлична судьба простых белорусов, на которых больно отражаются санкции, эмбарго, экономические диверсии; Западу важно отколоть Минск от союза с Москвой, чтобы осчастливить бывший западный форпост Союзного государства «реформами» по-украински и гей-парадами извращенцев, а подталкивая население к беспорядкам, Европа лишь демонстрирует свои истинные представления о цене человеческой жизни.

Белорусы понимают – президент прав. Тихановская выступает впустую, а белорусский президент с помощью её громких затей постепенно наводит порядок в республике.

Как только в Вильнюсе поняли, что волна уличных протестов спадает, Тихановская тут же выступила за их радикализацию: с подачи литовских советчиков она призвала к забастовкам, актам саботажа, неповиновению, к расправам над правоохранителями и членами их семей. В ответ Лукашенко сделал сильный ход, обвинив литовцев в спонсировании терроризма. «Протестуны уже вышли на железную дорогу и начинают осуществлять замыкание рельсов. Это может привести к серьёзным авариям, катастрофам и гибели множества людей. Это действия организованных преступных групп с признаками терроризма. Мы начинаем сталкиваться с террористическими угрозами, направленными на дестабилизацию ситуации в стране и насильственное изменение конституционного строя».

Перспектива превращения Литвы в страну-спонсора терроризма здравомыслящих граждан не радует. Лидеры белорусской оппозиции подыгрывают Минску и окончательно портят отношения стран-соседей. «Пришло время указать гостям на порог», – уже открыто говорят в Литве.