16 января на Украине вступает в силу норма закона о тотальной украинизации, согласно которой вся сфера обслуживания должна перейти на мову (государственный язык).
Это касается предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, включая предпринимателей, а также субъектов электронной коммерции, в том числе интернет-магазинов. По просьбе клиента его обслуживание может осуществляться на другом языке, приемлемом для обеих сторон.
Информация об изделиях, товарах, работах или услугах должна предоставляться на государственном языке, однако допускается использование слов, сокращений, аббревиатур и обозначений на английском или с использованием букв латинского / греческого алфавитов. Главное, чтобы не пахло русским языком! Это касается ценников, инструкций, технических характеристик, маркировок, билетов, меню и т. д.
На украинский язык должны перейти все детские кружки и обучающие секции, спортзалы и библиотеки, банки, аптеки, АЗС, социальная сфера и медицинское обслуживание. Что касается школ с русским языком обучения, с ними было покончено ещё 1 сентября 2020 года.
Штрафовать будут не покупателей или продавцов, а предприятия. Им даётся месяц на устранение нарушений, и, если они в течение года повторно нарушат закон, инспектор составит протокол на 5,1–6,8 тыс. грн.
Накануне введения запрета на русский язык необычайную активность развил человек по имени Тарас Креминь, занимающий должность «уполномоченного по защите государственного языка». В своём Facebook он опубликовал подробную инструкцию и указал почтовый и электронный адреса для тех, кто любит строчить доносы. Доносы можно размещать и на официальном сайте уполномоченного, они принимаются в течение шести месяцев со дня нарушения.
Нетрудно понять, чем этот языковой вирус обернётся для сферы услуг. Можно привести множество примеров, как в прошлом году психически неуравновешенные защитники мовы устраивали истерики и скандалы из-за того, что продавцы, водители маршруток, воспитательницы детских садов, врачи разговаривали с ними по-русски. Теперь ярые ревнители мовы устроят травлю русских и русскоязычных соотечественников.
Даже солидное американское издание The National Interest прокомментировало новую волну украинизации критически, отметив, что это нововведение неизбежно вызовет дальнейшие раздоры в стране, где примерно треть населения предпочитает говорить по-русски, а большинство считает, что правительственные ограничения на выбор языка являются нарушением прав человека.
Согласно опросу, проведенному в августе прошлого года центром «Социальный мониторинг», на украинском языке в семьях разговаривают 36,3% населения, 10,3% – на русском, а 26,8% – на обоих языках. В декабре прошлого года компания Google представила самые популярные поисковые запросы жителей Украины за 2020 год. Подавляющее их большинство сделано на русском, а в вопросах вроде «что такое коронавирус?» украинский язык отсутствует напрочь.
Активисты движения «Пространство свободы» в конце октября провели мониторинг шести рейтинговых телеканалов (1+1, «Украина», СТБ, «Новый канал», «Интер» и ICTV). Выяснилось, что программы на украинском языке занимали 41% телевизионного времени, на русском – 46%, на обоих языках – 13%. И это несмотря на то, что, согласно закону, украинский язык на украинских национальных каналах должен занимать не менее 75% эфира. Не хочет Украина расставаться с русским языком!
Эксперты Венецианской комиссии ещё два года назад указали, что принятый Верховной радой закон о тотальной украинизации противоречит Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств, а также Конституции Украины. Однако украинские власти это не волнует.
Штат секретариата уполномоченного по защите государственного языка составляет 50 штыков, на его содержание в 2021 году из казны уйдёт 20,4 млн. грн. Креминь собирается довести численность инспекторов до 75, чтобы охватить все области страны. Он жалеет, что во время локдауна, который продлится до 28 января, не сможет «рисковать здоровьем своих подчинённых» и направлять их в магазины в качестве тайных покупателей (соглядатаев). А в феврале Креминь и его шпионы развернутся.
У уполномоченного наполеоновские планы. Он мечтает перенять опыт Латвии, где существует цифровой мониторинг государственного языка с помощью мобильного приложения «Языковой друг». Приложение позволяет оцифровывать доносы, отправляя «сообщения о возможных нарушениях государственного языка».
В июле 2021 года вступает в силу ещё одна норма «мовного закона», предусматривающая обязательную сдачу экзамена на владение государственным языком. «Экзамены должны будут сдавать все – от ученика до президента. Это нормальная демократическая практика», – уверяет Креминь. То есть Швейцарию, где три официальных языка – немецкий, итальянский и французский, или США, где в ряде штатов официальными являются вместе с английским испанский, французский и гавайский языки, он считает ненормальными.
Языковая проблема Украины – это политическая проблема её народа. Кучма и Янукович побеждали на президентских выборах не в последнюю очередь потому, что обещали сделать русский официальным. После победы, правда, они обязательно обманывали народ.
В октябре 2020 года Киевский международный институт социологии провёл опрос, согласно которому главными проблемами Украины названы война в Донбассе (63%), коррупция (53%), безработица (43%), высокие коммунальные тарифы (29%). И что при таком наборе проблем рассчитывают выиграть украинские власти, усугубляя дискриминацию людей по языковому принципу?