Некоторое время тому назад социологическая служба компании Tenor провела исследование на предмет свободы выражения собственного мнения в «демократической» Европе, в частности в Германии.
Результат оказался ошеломляющим. Выяснилось, что почти 2/3 немцев (57%) полагают, что в нынешние времена стоит с «осторожностью» пользоваться свободой слова, а ещё лучше просто помалкивать, оставляя своё мнение при себе.
При этом среди тех, что поддерживает правоконсервативную партию «Альтернатива для Германии», нежелающих распространяться о своих политических воззрениях, оказалось и вовсе 89%.
Приверженцы либеральных взглядов, увидев эти цифры, наверняка сделают вывод, что вот, мол, немцы просто стесняются признаваться в любви к «ультраправым». Но, на мой взгляд, такая трактовка результатов опроса совершенно несостоятельна.
Во-первых, сторонники АдГ не боятся поддерживать свою партию на муниципальных, земельных или федеральных выборах. А во-вторых, даже в ходе нынешнего исследования они же сначала признались социологам в своих политических пристрастиях, а лишь потом заявили, что со свободой слова в современной Германии что-то не так. А иначе откуда бы те узнали об их взглядах?
На самом деле результаты опроса говорят о другом – об атмосфере подозрительности и недоверия, прямиком отсылающих нас к мрачным временам охоты на ведьм. Ведь тогда, в XV-XVII веках, в Западной Европе для того, чтобы пасть жертвой религиозного фанатизма и предубеждения, основанного на дремучем невежестве, достаточно было лишь где-то обронить неосторожно сказанное слово или чем-то разозлить кого-то из соседей или знакомых.
Получается, что в конце первой четверти века XXI немцы вернулись туда, откуда ушли почти полтысячелетия назад. Печально.
Но, пожалуй, главным признаком возвращения Европы в мрачное прошлое стало не отсутствие свободы слова – она всегда была относительной, – а тотальное оглупление обывателя, который, с одной стороны, верит в любую чушь, которую ему несут с экрана, а с другой – боится, что ему в голову влезут жуткие враги, например, «кованые русские дезинформаторы» – и установят там свои порядки.
Проще говоря, среднестатистический европеец напрочь утратил способность к критическому осмыслению информации и даже в целом окружающей его реальности.
Именно такой вывод напрашивается, когда изучаешь результаты опроса, проведённого популярным в Германии журналом Der Spiegel среди своих многочисленных читателей.
Редакция издания задала им, казалось бы, простой вопрос: считаете ли вы, что вы сами или кто-то из вашего окружения хотя бы раз становились жертвами российской дезинформации? Да ответили 79%.
Как отмечает по этому поводу мой коллега германист Тимофей Борисов, всё это вовсе не означает, что кто-то из читателей «Шпигеля» реально запутался в сетях «кремлёвской пропаганды» – опрос показывает лишь уровень паранойи среди тех, кто читает нынешний «Шпигель».
О таких в немецкой профессиональной среде, как отмечает Борисов, обычно говорят: Idioten schreiben für Idioten (идиоты пишут для идиотов).
Несмотря на жёсткость и, возможно, даже грубость этого выражения (немцы любят говорить весьма хлёсткими фразами), с истинностью его сути сложно не согласиться.
Вот вам весьма характерный пример царящего в Германии безумия, ставшего во многом результатом усиленного промывания мозгов со стороны западных СМИ.
По данным ещё одного социологического исследования, проведённого на этот раз уважаемой службой Civey, 46% германских бюргеров, выступают однозначно за размещение на территории их страны американских ракет средней дальности, способных нести ядреное оружие.
Ещё 8.7% – скорее, за, чем против, а 7.6% не имеют чёткого мнения по этому вопросу. То есть опять-таки, как и в случае с несвободой самовыражения, 2/3 немецких граждан так или иначе не возражают против превращения Германии в мишень для российского «Орешника».
Назвать эту точку зрения мнением адекватного, здорового человека язык не поворачивается.
Впрочем, возможно, всё ещё хуже, и пришла пора говорить о возрождении воинственного германского духа, крепко замешенного на реваншизме и ресентименте проигравших во Второй мировой войне.
А иначе довольно сложно объяснить спокойное и даже во многом положительное отношение немцев к появлению в эфире местных СМИ риторики времён министерства пропаганды Третьего рейха.
Рассказывая о событиях на Украине (и безбожно их перевирая), германские журналисты – эти наследники Геббельса – на голубом глазу говорят о «цене крови, которая слишком высока, чтобы отступить» (Der Blutzoll ist zu hoch, um zurück zu weichen), или о необходимости сражаться bis zu letzte Patrone – до последнего патрона.
А ведь ничего подобного с 1945 года в Германии никто не произносил. На это было негласное табу, ибо все понимали подтекст и контекст подобных выражений. Но времена, видимо, изменились. И изменились к худшему.
Дошло до того, что оппозиционные партии – та же «Альтернатива для Германии», о которой мы вспоминали выше, – вынуждена была обратиться за помощью к президенту США, чтобы хоть тот как-то урезонил зарвавшиеся немецкие и европейские власти, ускоренными темпами возводящие в Европе четвёртый рейх.
Как пишет газета BILD (ещё один рупор той самой оглупляющей пропаганды), группа из примерно 20 депутатов АдГ неделю тому назад прилетала в Нью-Йорк для демонстративного сближения с окружением Дональда Трампа. Отмечается, что поводом для визита стала вечеринка New York Young Republican Club, где замглавы фракции АдГ в бундестаге Маркус Фронмайер получил почетную награду, воспользовавшись удобным случаем и выступив с жёсткой речью в адрес официального Берлина.
«Они превратили мою родину Германию, эту великую страну поэтов и мыслителей, инженеров и воинов, честных мужчин и женщин, в страну прокуроров и цензоров. Они хотят запретить мою партию так же, как пытались не допустить президента Трампа к выборам», – заявил он.
Кроме того, по информации BILD (кто его знает, насколько ей в принципе можно доверять в нынешних условиях) депутаты бундестага от «Альтернативы» провели в США ряд закрытых встреч с представителями американской администрации, на которых открыто жаловались на политическую «изоляцию АдГ» в Германии, постоянное наблюдение со стороны ведомства по защите конституции (контрразведка ФРГ) и в связи с этим невозможность свободно проводить агитацию.
И вот тут мы снова вернулись к началу нашего разговора о свободе слова в Европе – праве человека, которое чем дальше, тем больше становится эфемерным.
Свободе, к отсутствию которой немцы уже начинают потихоньку привыкать, и, более того, постепенно учатся обходиться без неё. И в этом, пожалуй, главный печальный итог произошедших на наших глазах перемен.
Фото: Welt