Вашингтон берет Троеморье под своё крыло

Вашингтон берет «Троеморье» под своё крыло

Польско-хорватский проект переходит под эгиду США

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

19 февраля президент США Джо Байден выступил на Мюнхенской конференции по безопасности и объявил: «Америка вернулась». А днём ранее увидело свет обращение американского госсекретаря Энтони Блинкена, посвящённое «Троеморью». Этот проект, именуемый также «Инициативой трёх морей», существует с 2016 года и служит укреплению интеграции стран Евросоюза между Балтийским, Чёрным и Адриатическим морями с помощью трансъевропейских магистралей и газопроводов.

«Троеморье» придумали в Госдепартаменте США, чтобы вытеснить «Газпром» из Восточной, Центральной и Южной Европы. Главными объектами в проекте являются СПГ-терминалы в польском Свиноуйсьце и на хорватском острове Крк. Правда, польский терминал за пять лет не смог выйти на проектную мощность, а хорватский принял первый танкер со сжиженным газом только 2 января 2021 года.

Плавучий СПГ-терминал на острове Крк.

Плавучий СПГ-терминал на острове Крк. Фото: ec.europa.eu

18 февраля Энтони Блинкен объявил, что новая американская администрация поддерживает «Инициативу трёх морей», и призвал страны-участницы к инвестициям в проект (сейчас инвестирует одна Польша). Одновременно стало известно, что в Atlantic Council*** создана группа «Совет "Троеморья"», сопредседателями которой являются бывший советник Обамы по вопросам национальной безопасности генерал Джеймс Джонс-младший и бывший посол США в Польше Джорджетт Мосбахер. Помогать им будет Йен Бжезинский, бывший сотрудник Пентагона, сейчас работающий в Atlantic Council.

Заявление Блинкена и создание группы в Атлантическом совете говорят о том, что Вашингтон собирается взять «Троеморье» под своё крыло и сделать проект полностью американским. Раньше его представляли как начинание поляков и хорватов, теперь планы меняются, США намерены руководить проектом самостоятельно.

Просматривается ещё одна тенденция: «Троеморье» трансформируется из антироссийского проекта в антикитайский. 18 февраля был образован «Совет "Троеморья"», а на следующий день на сайте Atlantic Council вышла статья, в которой говорится, что администрация Байдена должна способствовать присоединению Афин к «Инициативе трёх морей». Логика ясна: КНР владеет крупным греческим портом в Пирее, который часто именуют «воротами Китая в Европу».

Порт Пирей.

Порт Пирей. Фото: chinastory.cn

Польша всегда была мотором «Троеморья». В октябре 2020 г. после очередного саммита «Инициативы» ведущие СМИ Речи Посполитой рассуждали о том, что реализуется мечта Пилсудского о великой Польше от моря до моря. Любое заявление администрации Трампа по поводу «Троеморья» вызывало в Варшаве взрыв восторга. Однако сейчас реакция на выступление Блинкена была нетипичной, она отдавала показным энтузиазмом. «Важная и долгожданная поддержка», – написал в «Твиттере» Кшиштоф Щерский, глава Бюро международной политики канцелярии президента. На этом дело и кончилось.

У такой реакции есть два объяснения. Во-первых, в Варшаве ещё не поняли до конца, как в Белом доме относятся к польской власти, представленной партией «Право и справедливость». Президент США польскому коллеге не звонил, не общались и главы дипломатии обеих стран. Зато Барак Обама лично встретился с польским гей-активистом Бартошем Сташевским. Клерикальная «Право и справедливость» несколько лет воюет с местным ЛГБТ-сообществом, и то, что Обама, чьи люди сейчас вернулись к власти в Вашингтоне, привечает Сташевского, – не очень хороший знак для польских властей.

Вторая причина, по которой в Варшаве наблюдался несколько вялый отклик на заявления по «Троеморью», заключается в том, что этот проект рассматривался поляками как инструмент достижения региональной гегемонии. Сейчас дело идёт к тому, что командовать в «Троеморье» США будут сами, но польские грезы о региональном лидерстве никуда не делись. Подтверждением этому стал 30-летний юбилей Вишеградской четвёрки. (Польша, Чехословакия, Венгрия, Словакия).

Анджей Дуда и президент Словакии Зузана Чапутова.

Анджей Дуда и президент Словакии Зузана Чапутова. Фото: prezydent.pl

Польша сейчас председательствует в четвёрке, и 9 февраля в гости к Анджею Дуде приехали коллеги. Выступая, Дуда представил Вишеградсдкую четвёрку важным игроком, влияющим не только на регион, но и на решения Евросоюза и НАТО. Спустя неделю на встрече в Кракове премьер-министров Польши, Чехии, Словакии и Венгрии с участием председателя Европейского совета Шарля Мишеля глава польского правительства Матеуш Моравецкий вновь говорил о сильной Центральной Европе. Моравецкий пространно рассуждал о том, сколь сильна четвёрка, говорил о «новых больших амбициях», но, если отбросить словесную шелуху, успехи Вишеградской группы ограничиваются вступлением её членов в ЕС и НАТО.

Внутри четвёрки немало разногласий. Это признал, например, министр иностранных дел Словакии Иван Корчок. Разногласия существуют по вопросу американских военных баз. Польша хочет видеть военные объекты США на своей территории, а Словакия нет. Братислава не внемлет также голосам Варшавы и Будапешта, призывающим сплотиться на основе «традиционных ценностей». Виктор Орбан заявляет, что Вишеградская группа нуждается в единстве. Однако оно недостижимо: Чехия и Словакия политику Орбана не одобряют и настаивают на том, что четвёрка представляет собой исключительно экономическое объединение; создавать блок внутри Евросоюза они не намерены.

Матеуш Моравецкий (в центре) приветствует гостей.

Матеуш Моравецкий (в центре) приветствует гостей. Фото: gov.pl

При таком разброде претензии поляков делаются иллюзорными. Правда, Варшава неутомима в поисках покровителей, и на краковской встрече стали заметны заигрывания с Китаем. Четыре премьер-министра заявили о готовности сотрудничать с партнёрами, не входящими в Евросоюз. Поскольку у всей группы, кроме Венгрии, отношения с Россией не очень хорошие, под «неевропейскими партнёрами» может подразумеваться только КНР. И китайские СМИ не прошли мимо юбилея Вишеградской четвёрки.

Jamestown Foundation***, обратив внимание на манёвры поляков, пришёл к выводу, что с уходом Трампа из Белого дома Варшава будет пытаться использовать Пекин как некий противовес Вашингтону. Реально ли? И как это повлияет на американо-польские отношения? Пока что в Польше нет согласованности во внешней политике; если президент Дуда участвует в саммите китайской инициативы 17+1, то министр иностранных дел Рау объясняет, что Речь Посполитая находится в той части Европы, где ценится американское лидерство. И, видимо, от этого лидерства Варшаве никуда не деться.

Заглавное фото: fraza.com

Статьи по теме