В ожидаемом весеннем выступлении коллективного Запада против властей Белоруссии по методике «гибридной войны» важная роль отводится её южному «мягкому подбрюшью» Украине.
В отличие от границы с Польшей, плотно закрытой с советских времён, и с Литвой, хорошо оборудованной уже в наше время, обширный украинско-белорусский рубеж (более 1 тыс. км) легко преодолим на многих участках. Через территорию Украины ведут «крысиные тропы», по которым в Польшу и дальше на Запад уходят представители белорусского госаппарата, прежде всего силовики, склонённые к переходу в стан оппозиции. В приграничных Ровенщине и Волыни, которым ранее А. Лукашенко неоднократно оказывал помощь в экономике, вместе с «хлопцами» из Нацкорпуса* тренируются белорусские «бечебешники» (сторонники бело-красно-белого флага). Отсюда же идёт переброска оружия на белорусскую территорию. Свою причастность к подготовке боевиков из Белоруссии официальный Киев отрицает, хотя давно очевидно, что терроризирующие Украину праворадикальные «эскадроны смерти» действуют не самостоятельно, а под контролем СБУ.
Митинг в Киеве: судя по знаменам, трезуб не прочь подчинить и Белоруссию
Все ожидают скорого наступления ВСУ в Донбассе, но вполне возможно, что наблюдаемая там активность украинских военных – лишь отвлекающий маневр от фронта «гибридной войны» в Белоруссии, где вот-вот должны возобновиться массовые протесты против властей.
По расчётам американских стратегов, потеря Белоруссии означала бы не только серьезнейший геополитический провал для России, но и одновременно важный успех украинского режима. Как представляется Киеву, поглощённая белорусскими событиями Москва будет вынуждена «ослабить свою хватку» в Донбассе, что развяжет руки Киеву и позволит «перенапрячь» Россию на нескольких направлениях сразу. Углубление кризиса в Белоруссии может также облегчить украинскому руководству, как оно надеется, давно вынашиваемый отказ от «минских соглашений» по Донбассу.
Вполне вероятно, что именно заинтересованность Запада в использовании Украины как рычага для предстоящего раскачивания Белоруссии придаёт Зеленскому уверенность и в шагах по устранению своих внутренних противников. Возникает своего рода бартер: «мы вам помогаем устранить Лукашенко, а вы нам не мешаете зачищать нашу оппозицию» (речь о силах, ориентированных скорее на Восток). Этим можно объяснить полное отсутствие критики со стороны США и их союзников антиконституционных шагов Зеленского, связанных с наложением санкций на собственных граждан, на телеканалы, экономические структуры. «Наместничество» в лице посольства США эти действия Зеленского вполне поддержало.
В качестве «жеста доброй воли» Киев согласился присоединиться к широкомасштабной программе санкций против Белоруссии. 3 марта министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в интервью американскому «Радыё Свабода»** подтвердил это намерение, хотя ещё недавно он не видел оснований для блокады соседа. «У нас с Беларусью есть принципиальные политические разногласия, но я не вижу по состоянию на сейчас фундаментальной необходимости для экономических санкций», – заявлял Кулеба. Зависимость Украины от некоторых ключевых поставок из Белоруссии достаточно велика, но «партия сказала надо, комсомол ответил – есть!».
Министр иностранных дел Украины Д. Кулеба
Активно за подключение Украины к свержению режима в Белоруссии в расчёте на последующие дивиденды с Запада агитирует определённая часть Верховной рады. В частности, по инициативе депутата от «Европейской солидарности» Алексея Гончаренко создано межфракционное объединение «За демократическую Беларусь». В работе объединения принимают участие нардепы от «Европейской солидарности», «Голоса», депутатской группы «За майбутнє», внефракционные депутаты. Возможно и присоединение к этому объединению «Слуги народа».
Известный украинский депутат – «провокатор» по призванию А. Гончаренко
Исподволь Киев уже «надгрызает» лакомые куски «белорусского тела». Даже ведущий американский центр по организации «цветной революции» в Белоруссии Аtlantic Council*** обращает внимание на то, как Киев переманивает белорусские предприятия ИТ-индустрии и ИТ-специалистов, расстилая перед ними «ковровую дорожку». Ожидается, что каждый белорусский IT-специалист может принести стране в среднем $100 тыс. добавленной стоимости ежегодно. МИД Белоруссии даже вручил послу Украины ноту по поводу принятия указа президента Украины «О некоторых мерах по привлечению предпринимателей, высококвалифицированных специалистов, являющихся гражданами Республики Беларусь». В ноте Минск характеризовал указ Зеленского как «недружественный и дискриминационный шаг украинской стороны, граничащий с вмешательством во внутренние дела Республики Беларусь».
Росчерком пера В. Зеленского принято решение о национализации части нефтепродуктопровода «Самара – Западное направление», проходящей через украинскую территорию. Речь идёт о компании «Прикарпатзахадтранс», владельцем контрольного пакета акций которой является белорусский олигарх Николай Воробей, «входящий в ближайшее окружение Лукашенко и являющийся одним из его основных спонсоров». Белорусские власти негодуют, но серьёзных мер не принимают. Киев, например, осуществлял минувшей суровой зимой экстренные закупки электроэнергии из Белоруссии, и она поступала без проволочек. По многим товарным позициям импорт из Белоруссии является для украинских компаний критическим. Например, белорусские удобрения благодаря быстрой и надёжной логистике, а также качественным характеристикам стали для украинских аграриев практически незаменимыми. В преддверии весенних полевых работ они поступают на Украину бесперебойно.
Приходится констатировать, что Лукашенко и сам во многом способствовал превращению соседней Украины в главную базу «гибридной войны» против себя. В надежде на иллюзорную «братскую солидарность» он годами держал открытой границу, поставлял на Украину нефтепродукты и другие стратегические товары, инициативно выступал «адвокатом» Киева перед Москвой по многим вопросам. Лукашенко подчёркивал особо тёплые и дружеские отношения, которые после первой личной встречи сложились у него с Зеленским. Он неоднократно говорил о необходимости помочь Зеленскому справиться с многочисленными вызовами его президентства, чтобы предотвратить негативные сценарии будущего развития Украины. И совсем недальновидно игнорировал природу установившегося там режима, готового за «малые гроши» продать «будь якого батьку». Дерзости киевским властям добавила и крайне вялая реакция Минска на случившуюся накануне белорусских президентских выборов историю с российскими «вагнеровцами», оказавшуюся провокацией украинских спецслужб.
Во время визита в Сочи Киев не пустил самолёт Лукашенко через небо Украины
Однако дело не только в белорусском лидере, но и в белорусском обществе. Белорусам должно быть понятно, что стабильности и прогресса от современной Украины исходить не может. Интерес Украины, как и Запада, сводится главным образом к хаотизации белорусского пространства, что, как они надеются, вынудит быть более сговорчивой в отношениях с ними Москву.
Смогут ли белорусы понять, насколько ложными друзьями для них являются киевские радетели о судьбе «синеокой»? Следует признать, что немалая часть белорусской оппозиции, включая, например, С. Тихановскую, это понимает и сохраняет определённую дистанцию от Киева, что констатирует даже Аtlantic Council. Проблема, однако, состоит в том, что украинские спецслужбы делают ставку на «национально оголтелых», которые, даже будучи немногочисленными, способны создать большие неприятности.