Адвокат из сербского города Ниша Срджан Алексич готовился к своей юридической войне с НАТО годами. О том, что он сам, его адвокатское бюро и помогающие ему зарубежные коллеги готовят масштабный иск против этого военного блока, бомбившего Союзную Югославию, балканская пресса писала ещё в 2017 году. На подготовку ушли годы, и после подачи первого иска в январе процесс, судя по всему, будет развиваться также неспешно, но по нарастающей.
«Я планирую возбудить пять судебных исков, чтобы посмотреть, как и на что отреагирует НАТО, – рассказал Алексич телеканалу боснийских сербов РТРС. – Мы ожидаем первого ответа от них предположительно в июле, учитывая, что доставка исков и ответов по дипломатическим каналам занимает шесть месяцев».
Первый иск к НАТО был подан от лица офицера армии Союзной Югославии, находившегося в 1999 году по долгу службы 201 день в Косово и воевавшего с албанскими экстремистами на территории, которую авиация НАТО бомбила снарядами с обеднённым ураном. Специальных средств защиты от радиации ни у офицера, ни у его сослуживцев не было. И спустя восемнадцать лет у него была диагностирована тяжёлая форма рака. Он намерен доказать в суде, что это отнюдь не совпадение.
То же самое планируют сделать военный резервист, солдат-срочник, волонтёр югославской армии и полицейский, участвовавшие в контртеррористической операции 1999 года и попавшие под натовские бомбардировки.
Однако и это только самое начало. Всего, по словам Алексича, его адвокатская контора приняла от жителей Югославии около двух с половиной тысяч подобных заявлений. Не все из них станут исками: юрист решил использовать только те случаи, где вероятность развития заболевания от радиоактивных боеприпасов НАТО наиболее доказуема. Он намерен привлечь к процессу против альянса жителей Косово и прилегающих к краю территорий Сербии: городов Прешево, Буяноваца, Вранье и своего родного города Ниша. Только на Косово авиация НАТО сбросила более 15 тонн обеднённого урана.
«Обеднённый уран провоцирует не все виды рака, – уточняет Алексич. – Речь идет о лейкозе, раке лёгких, горла, щитовидной железы, мозга, костей. В целом о семи-восьми разновидностях рака».
Однако на Западе утверждают, что в связи с огромным периодом полураспада (около 4,5 миллиарда лет) радиоактивность обеднённого урана не опасна. Поэтому в своё время были отклонены иски 220 немецких военнослужащих, принимавших участие в «миротворческих» (оккупационных) миссиях в БиГ и Косово. А научная группа под руководством профессора Техасского университета в Далласе Роберта Хейли провела целое исследование с целью доказать, что «синдром войны в Заливе» (ухудшения самочувствия у участников вторжения в Ирак) никак не связан с обеднённым ураном. В ходе агрессии 1991 года западная военная машина впервые широко применила снаряды с радиоактивными сердечниками; по разным оценкам, речь идёт о 275 или даже 320 тоннах.
Международный трибунал ООН по бывшей Югославии (МТБЮ), признав использование натовцами урановых боеприпасов, сделал оговорку, что запрета на их использование не существует. Дескать, сердечники из обеднённого урана – это способ придать снаряду способность пробивать любую броню.
Однако факты свидетельствуют: у нескольких тысяч американских и британских военнослужащих, участвовавших в агрессии против Ирака, были впоследствии диагностированы нарушения работы печени и почек, гипотония. А у 60 % детей, родившихся в семьях американских военных, прошедших через «Бурю в пустыне», зафиксированы врожденные аномалии – отсутствие глаз, ушей, сращенные пальцы. Профессор Университета Джексонвилля Дуглас Рокке не побоялся поделиться с миром своими исследованиями, согласно которым обеднённый уран провоцирует лимфому, психические и генетические отклонения потомства у тех, кто подвергся его воздействию...
Что говорить тогда о Балканах, ставших мишенью радиоактивных снарядов? По имеющимся данным, в 2001-2010 гг. количество заболеваний карциномой в Сербии, включая Косово, выросло на 20 %, смертность от раковых заболеваний – на 25 %. В среднем же на территории Сербии раком ежегодно заболевают более 30 тысяч человек.
По опыту МТБЮ известно, что свидетельства сербов для «мирового сообщества» значат немного. Однако адвокат Алексич предусмотрел и это – в его команде трудится итальянский адвокат Анжело Фиоре Тарталья, сумевший в 180 случаях доказать, что бойцы итальянского контингента, размещавшиеся в Боснии, а затем в Косово, пострадали именно от применения снарядов с обеднённым ураном (как минимум 350 итальянских участников этих операций впоследствии скончались от рака).
«Он, вероятно, единственный в мире юрист, которому удалось доказать причинно-следственную связь между обеднённым ураном и раком. Его опыт и помощь, которую он нам оказывает, очень ценны. Коллега Тарталья будет принимать активное участие в наших процессах… Компенсация итальянским солдатам составила от 700 000 до 1 миллиона евро на человека, мы намерены получить для наших клиентов не меньше», – говорит сербский юрист.
Адвокат Алексич вполне мог бы использовать и французский опыт, например вдовы умершего от рака капитана жандармерии Анри Фриконо – Лоретт. Её супруг находился в Косово в составе оккупационного контингента KFOR в 2000 году, жил в бывших казармах югославской армии, которые подвергались натовским бомбардировкам. Поначалу французские власти отказывались признавать связь между применением снарядов с обеднённым ураном и тяжёлой смертью жандарма, отказав вдове в компенсации и пенсии. Однако женщину поддержали Национальная профессиональная ассоциация солдат жандармерии и Национальный союз отставных жандармов, а затем французский суд. Суд признал, что жандарм погиб в результате воздействия обеднённого урана. Лоретт Фриконо была выплачена компенсация.
Срджан Алексич призывает присоединиться к его борьбе пострадавшим из Республики Сербской в БиГ. Он намерен заставить западную милитаристскую машину заплатить за её преступления. Нет сомнений, что сербский юрист не отступит. Ведь он из Ниша – города, который авиация «цивилизованных стран» бомбила и обеднённым ураном, и запрещёнными кассетными бомбами. Пожелаем сербскому адвокату победы в его бескровной войне.
Фото: @Александр Федоров