На Украине с некоторых пор главным источником новостей становятся еженедельные заседания Совета национальной безопасности и обороны (СНБО). В предпоследнюю пятницу марта глава СНБО Александр Данилов сообщил о том, что будет проведен «аудит всех без исключения разрешений, которые выдавались, начиная с 1994 года», и если будут выявлены «нарушения во время выполнения лицензионных условий этих разрешений, такие разрешения будут законно возвращаться народу Украины».
По украинской конституции недра принадлежат народу. Однако народа среди собственников недр не так много. Как правило, это народ, проживающий далеко за рубежом.
Развивая тему, которую задал Данилов, президент Зеленский сказал: «Времена, когда существовал список фамилий, которые считались украинским народом и могли владеть и пользоваться недрами, – эти времена закончились… Вскоре мы предложим механизм для воплощения в жизнь одного из моих предвыборных обещаний, а именно – об экономическом паспорте украинца. По нему все дети, рожденные в Украине, к моменту исполнения 18 лет смогут получать средства от использования и добычи недр Украины, которые будут накапливаться на их персональном депозитном счете в банке, и после достижения совершеннолетия смогут быть потрачены ими для получения высшего образования в Украине».
Заманчиво? Идея прямого распределения доходов от использования недр и прочих природных ресурсов впервые была воплощена в жизнь на Аляске в 1976 году губернатором этого американского штата Джеем Хаммондом, который решил привлекать в суровый малонаселённый край рабочую силу. Эти деньги зачисляются на накопительный счет в банке, обналичить их нельзя, а потратить можно только на определённые цели (оплатить учебу в колледже, перевести в пенсионные банковские накопления, оплатить покупку бензина на заправке, купить билет на поездку по стране – и всё).
Что касается размеров «нефтяных дивидендов» на Аляске, то в зависимости от конъюнктуры цен на нефть они составляют от 1000 до 2000 долл. в год. Не так много. Нечто подобное обещает и Зеленский.
Нигде, кроме Аляски, включая страны Персидского залива и Норвегию, прямой привязки нефтяных доходов к выплатам населению нет. Доходы от нефти поступают в госбюджет или внебюджетные фонды, откуда расходуются на покрытие государственных расходов (в ряде арабских стран это позволяет отказаться от прямых налогов с населения) и социальную поддержку. Однако такое возможно лишь там, где население невелико. На Аляске проживает 700 тыс. человек и добывается 250 тонн нефти в год на человека; в Саудовской Аравии – 16 тонн нефти в год, в Норвегии столько же, в Кувейте – 42 тонны. В РФ – около 4 тонн.
На Украине с нефтью и другими природными ресурсами хуже. Природного газа не хватает для собственных нужд. Добывают в значительных количествах железную и марганцевую руду, титаносодержащие минералы, уголь. Добывающее уран предприятие Восточного горно-обогатительного комбината (ВостГОК) находится на грани банкротства, его сотрудникам один из вице-премьеров советует искать работу в Польше. Поэтому рассчитывать на «золотой дождь» жителям Украины не приходится. Названные добывающие отрасли (тот же газ, если продавать его на Украине по мировым ценам), конечно, приносят доход, но лишь тем, кто контролирует использование недр и является реальным собственником.
И ни о каком возвращении в общенародную собственность, ни о какой национализации предприятий никто не заикается. Предполагается отобрать «несправедливо» приобретённую частную (корпоративную) собственность у одних, чтобы снова её приватизировать «честно и прозрачно». Это означает, что крупных украинских собственников заменят представители «глобальной элиты». Возможно, туземное правительство сможет при этом минимизировать свои социальные издержки.
Какая промышленность существует сейчас на Украине? Отрасли, дающие высокую прибавочную стоимость (машиностроение и т. п.) уничтожены или находятся на последнем издыхании. Остались добыча и первичная переработка природных ресурсов, инфраструктура (производство и поставка населению электроэнергии, газа и т. д., банки). Здесь и сосредоточены интересы крупных украинских собственников, но на Западе решили, что им это не по чину. Закон капиталистических джунглей – крупных пожирают самые крупные. Вот и началось. Первой жертвой назначен Коломойский, на заседании СНБО введены санкции против компаний, которые связывают с приближенным к нему бизнесменом Павлом Фуксом. За Коломойским и Фуксом последуют другие.
Ну а обещания Зеленского – дымовая завеса. Неясно, идет ли речь о нынешних украинских детях сегодня или о тех, которым только предстоит родиться. Так или иначе, к моменту, когда на их образование потребуются деньги (бесплатного-то образования больше нет), пройдет немало лет, и «нефтяные дивиденды» превратятся в пустые нули.
А «персональные депозитные счета», обещанные Зеленским, станут дополнительным поводом к сокращению количества бюджетных мест в вузах. И не в будущем, а уже сейчас.
Художник Игорь Ярошенок