Президент Зеленский дал интервью украинскому развлекательному телеканалу «Дом» (Дім), вещающему из Краматорска на русском языке на Крым и Донбасс. И, что называется, развлёк: объяснил, что настоящими украинцами являются только те, кто любит Украину, а все остальные – «гости и путешественники».
На языке Зеленского «любить Украину» означает быть лояльным режиму, установившемуся после государственного переворота в Киеве в феврале 2014 года. Те жители Донбасса, которые преемникам путчистов нелояльны, совершают «большую ошибку»: им «во имя своих детей и внуков нужно ехать и искать себе место в России».
Песню подхватил уполномоченный по защите государственного языка Тарас Креминь (прозвище – Шпрехенфюрер). Он заявил, что «угроза украинскому языку равносильна угрозе национальной безопасности Украины и украинской нации». Пока ограничился советом: тем, кого не устраивает украинизация, подумать об отправке «куда-то в другие края, другие страны».
Ранее киевские власти выражались аккуратнее и так русскому человеку не хамили. Не Зеленский ли в 2014 году уверял простодушных избирателей, что на востоке и в Крыму люди могут говорить по-русски, что «язык никогда не будет делить страну»? Всё забылось. После того как период предвыборного вранья прошёл и комик стал президентом, он запел о русском языке по-другому: «Самым справедливым будет не поднимать этот вопрос».
Итак, лозунг «Чемодан – вокзал – Россия» прямо внесён в повестку дня киевских властей.
Украинский МИД сообщил, что подготовка к встрече Байдена и Зеленского 30 августа вышла на финишную прямую. По словам Дмитрия Кулебы, эта встреча «определит динамику двусторонних отношений на следующие годы». Соответственно, перед появлением клоуна в Вашингтоне курс «Украина – анти-Россия» должен быть проявлен и закреплён.
Как заметил по этому поводу директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, «Зеленский сжёг все мосты». Дав понять, что русским на Украине не место, он фактически поставил в повестку дня вопрос о смене режима.
Сегодня Украина – место, где область применения русского языка сузилась до квартиры и частной беседы. Не исключено, что последуют санкции против тех, кто говорит на работе по-русски. К этому подходили постепенно. В марте 2019 года, например, украинский книжный рынок закрылся для 9 издательств Российской Федерации, а всего в запретном списке 264 книги 171 автора, выпущенных 64 издателями.
Удар по русскому языку нанес и Конституционный суд, который 14 июля постановил, что дискриминационный закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» ничем Основному закону Украины не противоречит (это ложь).
Возникающая ситуация объективно увеличивает политические шансы партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» (ОПЗЖ). Правда, её оппозиционность была и остаётся половинчатой, лидеры этой партии решительны лишь на словах. Однако телеканалы ОПЗЖ закрыты во внесудебном порядке, Виктора Медведчука держат под домашним арестом, а ЕСПЧ даже открыл производство по его жалобе на незаконные действия властей Украины.
При этом политические шансы ОПЗЖ растут. На шкале избирательских симпатий оппозиционный альянс постепенно догоняет «слуг народа», несмотря на весь административный ресурс последних. Если бы парламентские выборы состоялись в конце июля 2021 года, «слуги народа» набрали бы 20,2% голосов, а ОПЗЖ – 18,3%.
Сужением области применения русского языка до крайнего минимума и официальным предложением «гостям и путешественникам» покинуть Украину власти создали новую политическую обстановку. Однако будем трезвыми: новизна может сойти на нет и обернуться ничем. И среди русских – на Украине и в других частях постсоветского мира – немало тех, кто готов забыть о своём первородстве.
Художник Игорь ЯРОШЕНОК