Вот и отшумела «Крымская платформа» – мероприятие, сделанное витриной внешней политики Киева.
Тянули с ней долго. Сначала объявили на февраль, потом перенесли на 18 мая (день депортации крымских татар), затем приурочили к 30-летию самостийности. Причина переносов заключалась в том, что достойный кворум было не собрать.
В конце концов, решили совместить платформу с «юбилеем» формального отпадения Украинской ССР от Советского Союза.
Первоначально США делегировали на «Крымскую платформу» министра транспорта Пита Буттиджича, т. е. чиновника не самого высокого уровня. К Украине он никакого отношения не имеет, и примечательно в нём было то, что это первый в истории США министр-педераст.
А вот визит Ангелы Меркель в Киев накануне проведения «платформы», да еще в воскресенье, когда люди отдыхают, выглядел как демарш. Был, правда, вариант, что Меркель останется в Киеве еще на день, но это лишь в случае, если бы переговоры принесли нужный канцлеру результат. Однако результата не было, поэтому Маркель не только не осталась, но и сообщила о понижении уровня представительства Германии на «платформе» – вместо министра иностранных дел Хейко Мааса появился министр энергетики Петер Алтьмайер.
Тут же оперативно снизили уровень своего представительства Франция и Великобритания. В довершение ко всему американцы заменили Буттиджича на министра энергетики Дженнифер Гренголм. Эта рокировка в контексте «Крымской платформы» лишний раз показала отношение к ней как к протокольному, не имеющему политического значения мероприятию.
Всего в протоколе участвовали 43 страны и три международные организации.
На уровне президентов и премьеров были представлены только страны Восточной Европы, а 9 стран (Новая Зеландия, Мальта, Япония, Австралия, Кипр, Канада и Греция) ограничились делегированием своих послов. Около 140 стран, с которыми у Украины есть дипотношения, не стали делать и этого.
Комичным выглядело то, что в список международных организаций, присутствовавших на мероприятии, добавили заглохшую и забытую с 1997 года ГУАМ, где числятся Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. Даже формальный срок полномочий генсека ГУАМ (в его роли выступает посол Азербайджана в Киеве) истёк 1 января 2020 года, а назначать нового никому было не нужно. В итоге азербайджанец и представлял ГУАМ на «платформе».
В предварительном списке участников меня удивил высокий уровень представительства Венгрии – президент Янош Адер. Однако оказалось, что это был троянский конь. Вместо критики России Янош Адер резко раскритиковал Украину за нарушения прав венгров. «Если использование родного языка ограничивается в государственной жизни, если те, кто использует свой родной язык, оказываются под угрозой, то это противоречит идеалам демократии, и это не приносит пользы титульной нации», – заявил президент Венгрии.
Впрочем, нападок на Россию хватало в устах представителей Восточной Европы и Балтии, где отличилась президент Эстонии Керсти Кальюлайд, рассказавшая о посещении КПП «Чонгар»: «Я видела там много людей разного возраста: мужчин, женщин, стариков и детей, которые двигались в сторону Крыма, чтобы повидаться с родными и близкими. Путь, по которому они должны были пройти, был окружен минами. Я видела, как трёхлетний ребёнок бежал от своих родителей через заминированное поле». Куда бежал трехлетний ребенок, кто заминировал окрестности украинского КПП и почему людям приходится идти там пешком, госпожа президент не уточнила.
Представители же стран Западной Европы, США, Турции выступали сдержанно, призывая «к дипломатическому пути».
Что касается жителей полуострова, их «представлял» Мустафа Джемилев, глава запрещённого в России меджлиса крымско-татарского народа*. Крымско-татарский аспект акцентировался и открывавшим мероприятие выступлением певицы Джамалы со скандально известной композицией «1944».
Закончилась «Крымская платформа» принятием пространной, но бессодержательной декларации, где самым «грозным» прозвучало согласие подписантов «рассмотреть введение дальнейших политических, дипломатических и ограничительных мер в отношении РФ, если это предусмотрено правовой системой каждого участника Платформы», «если действия России того требуют». Говоря проще, введём, возможно, новые санкции, если у каждого из нас возникнет такое желание.
В итоге ничто из поставленных задач «Крымской платформы» выполнено не было. Конкретные шаги по усилению давления на Россию, тем более по введению новых санкций никто даже не стал обсуждать. Кворум, который, по замыслу, должен был продемонстрировать международную поддержку Киеву и показать внешнеполитические успехи Зеленского, собрать не удалось, что пришлось признать и ему самому: «Боятся, боятся Россию. Это правда: Европа боится Россию. Это нужно признать, и это нормально», – заявил Зеленский.
Тут с украинским президентом можно согласиться. Позиция России давно заставила подавляющее большинство членов международного сообщества, кроме штатных русофобов вроде Польши и прибалтов, не выходить в выражении своей поддержки Украине за рамки ритуальных демаршей.
«Крымскую платформу» ждёт судьба почившего в бозе ГУАМ, только здесь процесс будет более скоротечным.