Отказавшись от второй части европейской макрофинансовой помощи (которая, по сути, является всего лишь кредитом) в размере 75 млн евро, правительство Грузии навлекло на себя гнев и Брюсселя, и собственной оппозиции.
Депутаты Европарламента Виола фон Крамон (партия «Зелёные», Германия) и Андрюс Кубилюс («Европейская народная партия», Литва) подвергли жёсткой критике правящую партию «Грузинская мечта» и заявили, что Грузия не выполнила все условия по реформированию своей судебной системы, поэтому ей бы никто денег и не дал, зря отказывались.
В Грузии журналисты обратились за комментариями к премьер-министру Ираклию Гарибашвили и попросили дать оценку критике со стороны евродепутатов. Эти комментарии и стали причиной новой волны возмущений.
«Европарламентарий не мой начальник. Мой начальник – грузинский народ. Меня не интересует, что скажет европарламентарий. Я говорю своему народу: это был заём, от которого мы отказались, потому что эти деньги стали поводом для политических спекуляций»,
– заявил премьер-министр.
Он напомнил, что в прошлом году Грузия взяла большой кредит, который лёг на страну тяжёлым бременем, поэтому и было решено не увеличивать долги, а постепенно от них избавляться.
Что же касается обвинений Европарламента в том, что Грузия не справилась с судебной реформой, то Гарибашвили уверен – судебная система Грузии намного опережает судебные системы действующих стран-членов Евросоюза.
«Мы считаем, что осуществили коренные реформы в суде, этот процесс не завершён, продолжается. Как говорится, «Рим не в один день строился», на это нужно время. За эти восемь лет мы достигли очень большого прогресса»,
– напомнил Гарибашвили.
А глава МИД Грузии Давид Залкалиани пояснил: в Брюсселе и в Тбилиси по-разному воспринимают проводимые в Грузии реформы. Накануне представитель Евросоюза в Грузии Джулиен Крамп раскритиковал и отказ от европейских денег, и грузинскую судебную реформу, обвинив правительство в невыполнении рекомендаций Венецианской комиссии.
«Реформы продолжаются, и уже к весне 2022 года у нас должна быть полноценная система, о которой велись переговоры с европейскими партнёрами, это обязательство Грузии. Большую часть рекомендации Венецианской комиссии Грузия выполнила, но тут у нас с Евросоюзом появилась разница в восприятии этих реформ. ЕС считает, что этого недостаточно. Однако реформы продолжаются, и будут продолжаться в будущем»,
– говорится в заявлении МИД Грузии.
Но на этом сюрпризы грузинской политики не закончились.
Напомним, партия «Грузинская мечта» приняла решение выйти из соглашения с оппозицией, принятого при участии Шарля Мишеля, потому что самая крупная оппозиционная партия «Единое национальное движение» (партия Михаила Саакашвили) отказалась его подписывать. Выход «Грузинской мечты» из Соглашения и спровоцировал новый виток политического кризиса в Грузии.
Поэтому заявление «ЕНД» о своём решении подписать это Соглашение стало неожиданным для всех.
«Мы, «Национальное движение», подписываем соглашение от 19 апреля, чем подчёркиваем нашу веру в то, что вместе с другими прозападными силами победим на референдуме 2 октября. Мы подписываем соглашение, чтобы не исполнилась мечта «Грузинской мечты» и западные партнёры из-за этой ненадёжной власти не дистанциировались от грузинского народа, отчего в итоге пострадает страна»,
– заявил лидер «ЕНД» Ника Мелия. Разумеется, у «ЕНД» и прежде были все возможности подписать документ, но партия этого не делала с целью спровоцировать политический кризис. А когда он на пороге, соглашение вдруг подписали.
Решение оппозиционной партии поприветствовала посол США в Грузии Келии Дегнан, отметив в четверг, 2 сентября, что это является хорошим знаком и свидетельством продолжения демократических реформ в стране. А по поводу отказа правительства от европейской «помощи» многозначительно пообещала: «Я уверена, что Конгресс США учтёт заявление правительства Грузии об отказе от помощи в 75 миллионов евро».
Политический кризис в Грузии набирает обороты – впереди муниципальные выборы.
Соб. корр. ФСК