Франция отозвала послов из США и Австралии для консультаций на фоне отказа от проекта строительства подводных лодок и образования альянса AUKUS. Об отзыве послов объявил глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан. «Это связано с исключительной серьезностью заявлений, сделанных 15 сентября Австралией и США», – пояснил министр.
Он напомнил, что речь идет об отказе Австралии от контракта на поставку французских подлодок океанского класса и вступлении в новое партнерство с США по строительству подлодок с ядерными силовыми установками.
Отзыв послов Франции из США и Австралии произошел впервые в истории.
В знак символического возмущения Франция отменила совместное с Соединёнными Штатами празднование по случаю Чесапикского сражения. Ровно 240 лет назад эскадра французских кораблей под командованием адмирала де Грасса у берегов Америки, в Чесапикском заливе, пришла на помощь Соединенным Штатам, нанеся поражение эскадре британского адмирала Грейвза. И вот теперь Америка вместе с Британией и Австралией образовала новый союз, нанеся удар французскому военному судостроению.
Российская и международная аналитика этого скандала идет по двум направлениям – южно-тихоокеанскому и американскому. Однако, на мой взгляд, важнее европейский аспект. Французским правящим кругам стало, наконец, понятно, что военные альянсы с англосаксами, которые в любой момент могут предать союзников, ненадёжны и опасны.
После ухода США из Афганистана, образования AUKUS и разрыва «субмаринной сделки» создание независимого оборонного комплекса, похоже, станет категорическим императивом для Европы. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в своем обращении к ЕС призвала провести саммит Евросоюза по обороне, заявив, что Европа должна проявить волю к развертыванию собственных вооруженных сил.
Германия и Франция давно ведут интеграцию своих крупнейших военных предприятий и при этом соперничают. При этом США заинтересованы, чтобы победа досталась потомкам тевтонов. Отхода от этой линии у держав «каролингского ядра» Европы не будет. Обрисовываются контуры европейского Четвёртого рейха.
Локомотивом военно-промышленной франко-германской интеграции стал «Европейский аэрокосмический и оборонный концерн» (European Aeronautic Defence and Space Company, EADS), основанный в июле 2000 года слиянием немецкой компании Daimler-Benz Aerospace AG, французской Aérospatiale-Matra и испанской CASA (Construcciones Aeronáuticas SA). Здесь мажоритарным акционером являются французы.
Shortfin Barracuda Block 1A французского компании Naval Group, одержавшей в 2016 году победу в тендере на постройку для ВМС Австралии
В июле 2016 года французская госкомпания Nexter Systems S.A. и германская компания Kraus-Maffei Wegmann GmbH & Co. KG (KMW) создали «бронированный Аэробус» – холдинг, который будет производить бронетехнику и артиллерию. Холдинг получил название KNDS. В 2019 году начались переговоры о покупке доли в акционерном капитале KNDS гигантским германским оборонным концерном Rheinmetall, что усилит позиции немцев, если покупка произойдёт. «Французы, которые после окончания холодной войны, не придают большого значения тяжелым танкам, легко отдали немцам первенство в этой отрасли», – говорит известный геополитик Аймерик Шопрад.
В июне 2019 года на авиасалоне в Париже французская компания Dassault Aviation и Airbus представила совместный проект истребителя нового поколения SCAF (воздушная боевая система будущего), идущего на смену французским Rafale и немецким Eurofighter. К этому проекту присоединилась Испания.
Французские промышленники старались во что бы то ни стало сохранить контроль над SCAF. Dassauit Aviation, единственный европейский производитель, умеющий создавать конкурентоспособные на мировом рынке боевые самолеты, не хотел делиться технологиями с немцами. И только гибель в авиакатастрофе при странных обстоятельствах главы компании Оливье Дассо сняла это препятствие.
Против передачи Германии французских технологий резко выступил Аймерик Шопрад, указывая, что союз французского и немецкого ВПК противоестественен из-за несовместимости геополитических стратегий двух стран. «Германия глубоко привержена НАТО. Ее армия является составной частью трансатлантического блока, возглавляемого Вашингтоном, и готова участвовать в интенсивной войне против России», – написал он в газете L'Opinion.
Еще более жёсткой была позиция французов в военном судостроении. С начала века в европейских кругах циркулировала идея создания единой военно-морской верфи. Проект слияния одного из крупнейших немецких промышленных концернов Thyssen-Krupp и французской судостроительной компании Naval Group неоднократно обсуждали Николя Саркози и Ангела Меркель. Тем не менее немцы не были приглашены в совместный франко-итальянский военно-морской холдинг, который создали Naval Group и итальянская Fincantieri.
После срыва «контракта века» с Австралией, государственная компания Naval Group оказалась в тяжёлой финансовой ситуации. Это вынуждает французские власти искать иную точку финансовой опоры.
Naval Group и до срыва «субмаринной сделки» испытывала финансовые трудности. Так, закладка второго французского авианосца была отменена в связи с его высокой стоимостью ($3, 3 млрд). Сейчас французское правительство ищет пути компенсации финансового ущерба из-за срыва «контракта века» австралийцами. Министр обороны Флоранс Парли не исключила, что Франция потребует компенсации от Австралии, но жители Антиподов вряд ли пойдут на это. Австралийские СМИ насмехаются над своими бывшими партнерами: «Французы считали, что субмаринная сделка слишком масштабна, чтобы провалиться. Они были неправы».
Австралийский контракт составлял 10 процентов оборота Naval Group. «Его разрыв является жестоким ударом, но не ставит под сомнение будущее компании», – заявил австралийскому изданию LN24 источник в Naval Group. Этот оптимизм наигран. Финансирование строительства надводных и подводных кораблей в компании Naval Group идёт из государственного кармана, и этот карман сейчас пуст.
«Инициированный американцами разрыв субмариной сделки – это осмысленное подталкивание французской оборонной отрасли к интеграции с германским ВПК, причем, что критически важно, на условиях младшего партнера», – считает научный сотрудник Парижской академии геополитики Алеся Милорадович.
Встревожены неожиданным шагом австралийцев и в Германии. «Когда французы в жестокой конкуренции выиграли контракт на строительство подлодок для Австралии, германская Thyssen-Krupp ничего не получила и была разочарована», – пишет Die Welt. К австралийскому контракту тогда удалось «прицепиться» немецкой Atlas Elekronik, которая по субподряду должна была поставить носовые гидролокаторы. Контракт рухнул, и немцы также понесли серьезный ущерб. «Сорвав австралийский контракт, Америка намеренно развернула французскую оборонку в немецкую сторону», – говорит Аймерик Шопрад.
«Правительство Макрона провалило все, что только возможно, – добавляет он. – Ещё более иллюзорен и опасен расчет Елисейского дворца на успешное франко-германское сотрудничество в оборонной сфере. Франция должна строить независимую и мультиполярную оборонную политику, основанную на сотрудничестве в первую очередь со странами БРИКС».
Однако у Макрона иная стратегия. Можно ожидать, что переговоры о слиянии Naval Group c Thyssen-Krupp в недалеком времени завершатся полной сдачей позиций французской стороной. И тогда Четвертый рейх будет твердо нацелен на очередной «Дранг нах Остен», что требуется «хозяевам игры» за океаном.
Фото: BMPD