Пять с лишним лет назад нашему сайту уже приходилось писать о скифском золоте Крыма. И вот пришлось вернуться к этому ещё раз.
Апелляционный суд Амстердама (???!!!) постановил отдать Украине коллекцию золота скифов из музеев российского Крыма, которая сейчас находится в Нидерландах. Суд подтвердил предыдущее решение окружного административного суда Амстердама от 14 декабря 2016 года.
Речь идёт о скифских церемониальных предметах, украшениях и оружии. Коллекция, в которую входило четыре экспоната из крымских музеев, находилась на выставке в музее Алларда Пирсона в Амстердаме с 7 февраля по 31 августа 2014 года – как раз во время государственного переворота на Украине и перехода Крыма в состав Российской Федерации. После закрытия выставки возник спор. Артефакты всегда возвращают в те музеи, из которых их доставили, но новый украинский режим этому воспротивился. И голландские судебные власти стали на сторону Киева.
«Апелляционный суд Амстердама постановил, что Музей Алларда Пирсона должен передать скифское золото украинскому государству. Хотя эти музейные экспонаты и имеют крымское происхождение и в этой мере могут считаться частью культурного наследия Крыма, они также являются частью культурного наследия Украины, существовавшей как независимое государство с 1991 года», – цитирует BBC слова главы судейской коллегии Паулины Хофмайер-Руттен.
Правда, на Украину скифское золото пока отправлено не будет. У представителей крымских музеев еще есть время на кассацию, но все понимают, что это пустые старания, и в Киеве ликуют.
Зеленский сразу пообещал вслед за скифским золотом «вернуть» Украине и Крым. А бывший министр иностранных дел Павел Климкин добавил, что «цивилизованный мир» никогда не признает воссоединения Крыма с Россией.
В Крыму смотрят на это иначе.
Как написал в WhatsApp-группе «Главкрым» заместитель руководителя Рабочей группы по международно-правовым вопросам при постоянном представительстве Республики Крым при президенте России Александр Молохов, решение Апелляционного суда Амстердама по вопросу о принадлежности «скифского золота» не является до конца правовым и носит в большой степени политизированный характер. «В ходе разбирательства нашей стороне так и не удалось привлечь внимание судей к гуманитарным аспектам возникшей конфликтной ситуации, между тем возврат коллекции на Украину противоречит не только ряду норм международного права, но и базовым принципам межмузейного обмена, правилам сохранения археологических находок в неразрывной связи с историей и культурой той местности, откуда они происходят. Вступление сегодня в силу решения Окружного суда Амстердама означает грубейшее нарушение права народа Крыма на доступ к собственному культурному наследию», – подчеркнул Молохов.
«Решение суда в отношении скифского золота является беспрецедентным случаем и противоречит всем действующим нормам международного права в сфере музейного дела и охраны культурного наследия. Считаю, что это политизированный вердикт, полностью продиктованный нежеланием ряда зарубежных стран признавать Крым российским», – заявила министр культуры Республики Крым Арина Новосельская. Она пообещала, что борьба за коллекцию будет продолжена (только не сообщила, кто и как будет продолжать бороться).
А советник главы Крыма по информационной политике Олег Крючков предложил установить в крымских музеях, лишившихся экспонатов, таблички с надписью: «Украдено Украиной в Амстердаме».
Многие пользователи соцсетей обратили внимание на то, что своим решением Апелляционный суд Амстердама де-факто признал Крым территорией России. Ведь, мотивируя свой отказ вернуть артефакты в музеи полуострова, судьи официально подтвердили, что они больше не являются территорией Украины. Даже критики присоединения Крыма к России отметили, что отказ вернуть экспонаты музеям нелогичен.
При этом ситуация с охраной музейных коллекций и сохранением археологического наследия на Украине катастрофическая.
Из украинских музеев неоднократно пропадали полотна великих живописцев. Еще в 2008 году из Одесского музея западного и восточного искусства похитили картину Караваджо «Поцелуй Иуды». Из музея в Тернополе украли «Украинский пейзаж» Ильи Репина. Коллекция произведений Федора Решетникова, похищенная из музея в Днепропетровской области, пропала бесследно.
Недавно коллекция из 11 скифских золотых подвесок, добытых, судя по всему, «черными археологами», была случайно обнаружена при таможенном досмотре на украинско-польской границе. Другие контрабандисты пытались вывезти в Европу сразу 30 пакетов с артефактами времен Древнерусского государства.
Грабительские раскопки на Украине. Фото: Страна.UA
Однако то, что находят, – лишь капля в море украденного и разрушенного. Разграбление археологических памятников на Украине носит характер эпидемии. В этом году, по информации украинских СМИ, разграблению подверглось древнегреческое поселение на острове Березань. А один из «царских» скифских курганов «черные археологи» открыто копали на глазах у полиции с помощью карьерного экскаватора и бульдозера.
Издание «Страна.UA», ссылаясь на источники в спецслужбах, пишет, что нелегальные раскопки и контрабанду артефактов «крышуют» полиция, таможня и пограничники. «Откат таможенников за провоз предметов, представляющих интерес для западных коллекционеров, колеблется от 2 до 5 тысяч евро. За эти деньги из Украины можно хоть мумию мамонта вывезти. Таможенники и пограничники задерживают только мелких, неорганизованных контрабандистов древностей. Крупные контрабандисты поставили на поток вывоз исторических предметов», – приводит издание слова пожелавшего остаться неназванным офицера.
«Предметы, которые грабят из археологических объектов черные копатели, это не грибы. И не вырастут снова на голом месте. Украина каждый год теряет колоссальный объем исторического наследия. Это огромный урон не только для науки, но и в целом для государства», – цитирует «Страна» доктора исторических наук Андрея Красножона.
На таком фоне разговоры в Киеве о «золоте скифов» и обвинения в адрес российских ученых в «незаконности» раскопок на полуострове звучат как издевательская насмешка.