Церемония закладки украинского корвета в Стамбуле

Отуречивание самостийного ВПК

Турция с аппетитом подъедает украинскую оружейку

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

18 ноября Верховная Рада ратифицировала соглашение между правительствами Турции и Украины, подписанное в Стамбуле 21 октября 2020 года. Соглашение содержит 21 направление сотрудничества. Среди них: подготовка и обучение военных, совместные учения, миротворческие операции, обмен секретной разведывательной информацией, сотрудничество в логистике, военной истории, картографии и т. д. Одно из основных направлений – сотрудничество двух ВПК.

Турецкая активность на этом направлении известна. Турки нашли для себя на Украине рынок и источник комплектующих, которые пока сами создавать не могут. Турецкий авиапром уже несколько лет плотно работает с украинскими «Мотор Сич» и «Ивченко-Прогресс». Поставки двигателей для турецких авиационных платформ – единственный пока успех украинской оборонки.

На днях турецкая компания Turkish Aerospace Industries (TAI) заявила о подготовке к созданию нового истребителя пятого поколения TF-X MMU, где будут агрегаты, произведенные на украинских предприятиях.

Макет турецкого перспективного истребителя TF-X

Макет турецкого перспективного истребителя TF-X

Министр иностранных дел Кулеба даже начал снова вещать о возможности совместного с турками выпуска Ан-178, частичном переносе производственных мощностей на турецкую территорию и даже достройке «Мрии». «Укрспецэкспорт» подписал с THK Teknik A.Ş. договор о создании в Турции ремонтной базы для вертолетов Ми-17. Менее звучны заявления о турецком интересе к украинским дизелям для турецких САУ Т-155 «Фиртина» и танка «Алтай».

Турки ведут себя агрессивно. Например, не так давно турецкая ASELSAN интегрировала свои тепловизоры в ПТУР «Скиф». В сентябре та же ASELSAN подписала соглашение о модернизации ими украинских систем ПВО, а главком ВСУ Валерий Залужный допускает, что тактические броневики «Козак» могут оснащать «аселсановскими» боевыми модулями Sarp Dual и Sarp Zafer.

Бронеавтомобили «Козак» с турецкими боевыми модулями от ASELSAN

Бронеавтомобили «Козак» с турецкими боевыми модулями от ASELSAN

Не стоит забывать, что Киев уже давно закупает системы тактической УКВ-связи ASELSAN, что приводило к скандалам с украинскими производителями, оставшимися не у дел. Нечто подобное произошло и недавно, когда «Мотор Сич» заявила об отказе от украинских прицельных станций для вертолетов в пользу турецких станций CATS, которые устанавливают на Bayraktar TB2 и Akıncı.

Турецкая прицельная станция CATS

Турецкая прицельная станция CATS

Ждёт ли то же самое новые украинские станции ПМ-ЛКТ черкасской фирмы «Фотоприлад» и ОПСН-1 Изюмского приборостроительного завода, неизвестно. Эти станции разрабатывались для ракетного комплекса «Барьер», но в Киеве заявляют, что достигнуты договоренности о возможном вооружении украинских вертолетов ракетами «воздух-земля» турецкого производства.

Ещё более ощутимыми ударами турок по украинской оборонке стала история с БПЛА и корветами. О «Байрактаре» уже написали песню, с ним на Украине связывают будущий разгром России.

Ударный БПЛА Bayraktar Akinci с украинскими двигателями AI-450T

Ударный БПЛА Bayraktar Akinci с украинскими двигателями AI-450T

Закупка турецкого добра уничтожает украинские разработки БПЛА, тем более что киевские чиновники выражают надежду, что турецкие беспилотники будут собирать и на Украине. Даже предлагали переименовать их в «Бандеру». Пока они мечтают о производстве турецкого, украинское подыхает в младенчестве.

«Импорт вместо протекции Укроборонопрома» – так характеризует ситуацию экс-директор «Спецтехноэкспорт» Павел Барбул, уверяющий, что украинские разработки БПЛА Sparrow, «Фурия», Spectator-М, PD-1 и антоновская «Горлица» являются конкурентными и перспективными моделями в случае инвестирования и госзаказа. Но ни того, ни другого нет, и явно уже не будет: турки сожрали эту украинскую отрасль, как ранее сделали это с системами связи.

Ещё более ощутимый удар турки нанесли по украинскому судостроению, очаровав Киев своими дорогими корветами. «Добили беспилотную отрасль турецкими беспилотниками – добьем и судостроительную турецкими кораблями», – пишет известный блогер, участник АТО Юрий Касьянов, уверяющий, что флот все равно не поднять, а средства, выделенные на корветы, которые «вообще не выйдут в море в случае войны или будут героически затоплены самими экипажами», было б логичнее потратить на системы ПВО, тепловизоры, бронетехнику.

Напомним, что 7 сентября в Турции состоялась церемония закладки первого корвета проекта MILGEM класса ADA для ВМСУ. Обещано, что один построят на турецкой верфи Istanbul Naval Shipyard, а три якобы на заводе «Океан».

Однако Оксана Врублевская, директор частной НПК «Кливер», входящей в Общественный союз «Морской кластер Украины», заявила, рассказывая о своём визите в Турцию: «Я очень удивила турецкую сторону вопросом о локализации. Они пока не планируют никакой локализации. Пока такая идея не доведена до сознания поставщика корветов». Похоже, турки никогда и не собирались строить корветы на верфях Украины.

Части недостроенного украинского корвета «Владимир Великий»

Части недостроенного украинского корвета «Владимир Великий»

Кстати, отказ от создания собственного корвета в пользу турецкого еще год назад вызвал непонимание в Украинском союзе промышленников и предпринимателей (УСПП). «Соглашение с турецкими компаниями о передаче технологий и производстве корветов для нужд украинской армии, подписанное Украиной, несет в себе угрозу невозврата полного цикла строительства кораблей», – отметили в УСПП. Тем не менее политическое решение было принято. Под звуки похорон Черноморского судостроительного завода Турция начала строить корвет.

Турки больно задели украинских оружейников и тем, что собираются оснастить корвет противокорабельным ракетным комплексом Boeing Harpoon. Не секрет, что украинская пропаганда второй год пропагандирует свое «оружие возмездия» в виде противокорабельного ракетного комплекса «Нептун». Однако та же Оксана Врублевская недавно заметила: «Сегодня горько наблюдать за развитием проекта «Нептун»: нет заказа – нет прогресса… Если мы собираемся получить турецкие корветы через 4 года, то пора заказывать корабельную версию «Нептуна», потому что в Украине существует только береговая версия». Она уверяет, что импорт должен быть обусловлен логикой и приобретать необходимо лишь то, чего Украина создать не может.

Турецкие учителя украинских моряков

Турецкие учителя украинских моряков

Однако турки руководствуются своей логикой. И вместо того чтобы обучаться на собственных кораблях, украинские моряки проходят в эти дни стажировку на турецком корвете TCG Kınalıada (F-514) типа ADA. Оружейное отуречивание Украины продолжается.

Заглавное фото: церемония закладки украинского корвета в Стамбуле