Украина отменила ввозные пошлины на продукцию белорусского автопрома. Пошлина в размере 35% была введена 7 месяцев назад и, по сути, означала развязывание торговой войны, направленной на вытеснение белорусской продукции с украинского рынка.
Мало кто сомневается, что это решение было политически мотивированным. Киев следует в фарватере западной политики в отношении Белоруссии и всячески поддерживает меры политического и экономического давления, предпринимаемые в отношении официального Минска.
Есть у украинского режима и собственные страхи в отношении Белоруссии, связанные с её союзническими отношениями с Россией. В Киеве всерьез опасаются «удара с севера» в случае возможной эскалации в Донбассе. Особенно эти страхи усилились после событий 2020 года в Белоруссии, когда в результате политической блокады с Запада официальный Минск был фактически вынужден отказаться от прежнего многовекторного курса и активировал свое участие в интеграционных процессах с Россией, до этого пребывавших в состоянии глубокой стагнации.
Торговая война, развязанная Украиной, казалось бы, стала еще одним подтверждением ошибочности прежней белорусской многовекторной политики и свидетельством того, что в современном мире невозможно сидеть на нескольких стульях сразу и «дружить со всеми», не принимая однозначно чью-либо сторону.
Поэтому отказ от заградительных пошлин в отношении белорусской автопромышленной продукции выглядит, на первый взгляд, странно и нелогично. Киев, клянущийся в своей верности «европейским ценностям» и пытающийся изображать из себя едва ли не главный оплот этих ценностей на востоке Европы, вдруг решил восстановить торгово-промышленное взаимодействие с белорусским режимом, который подвергается остракизму со стороны «цивилизованного человечества».
Это выглядит тем более странно, что буквально накануне А. Лукашенко сделал громкие заявления о возможном юридическом признании Крыма российским. Более того, циркулируют слухи о скором визите белорусского лидера на полуостров, который может состояться в конце декабря, в рамках встречи с В. Путиным.
Казалось бы, на этом фоне для Украины было бы логичным продолжить обрезание экономических связей с Беларусью. Однако нет, Киев ограничился дежурными угрозами министра иностранных дел Кулебы, одновременно тихо сняв ограничения на ввоз продукции белорусского автопрома.
Причин подобного поведения украинской стороны может быть несколько, как экономического, так и политического характера.
Если говорить об экономической подоплеке, то можно сделать вывод, что Украина банально нуждается в белорусских автобусах и грузовиках. В 2020 году примерно 60% импорта пассажирских транспортных средств на Украину пришлось на Белоруссию. При этом экспорт украинского автопрома в Белоруссию практически отсутствует, что косвенно указывает на бедственное положение этой отрасли на Украине.
Украинские города остро нуждаются в обновлении пассажирского подвижного состава, и введение Киевом заградительных пошлин сорвало несколько крупных контрактов с белорусскими производителями.
При этом альтернатив белорусской продукции у Украины особо нет. Надежды на оживление собственного автопрома не оправдались. Закупать автобусы и грузовики у России Киев не может по политическим причинам. А покупка и обслуживание европейской техники, пусть даже бывшей в употреблении, выйдет в конечном счете дороже белорусских аналогов. Можно вспомнить показательную историю электропоездов «Шкода», которые были закуплены Украиной к чемпионату по футболу Евро-2012 и которые в настоящее время не работают по причине отсутствия должного технического обслуживания.
Если говорить о политических соображениях, то Киев так или иначе заинтересован в конструктивных отношениях с Белоруссией. До августовских событий 2020 г. Минск проводил достаточно дружелюбную политику в отношении Украины, заняв нейтральную позицию по конфликту в Донбассе и уклоняясь от официального признания российской принадлежности Крыма. Кроме того, А. Лукашенко отказался размещать на территории Белоруссии российскую авиабазу, поэтому украинские страхи по поводу возможного «удара с севера» остались ничем не обоснованными страхами.
В Минске особо не скрывают, что нынешнее сближение с Россией является во многом вынужденным и обусловлено недружественными действиями Запада. Если говорить об интересах Украины, то совершенно не в ее интересах подталкивать белорусское руководство к ещё большему сближению с Москвой.
Возможно, по этой причине Киев решил сыграть в «доброго полицейского». Тем более определённые козыри на руках у Украины действительно имеются. Украина является третьим торгово-экономическим партнером Белоруссии после России и ЕС. Потеря украинского рынка будет для белорусской экономики не критичной, но достаточно болезненный, особенно если учесть негативные эффекты от западных санкций, которые могут проявиться в ближайшее время.
Поэтому основной целью украинской игры может быть стремление мотивировать Минск экономически, чтобы он воздержался от каких-либо резких действий в отношении Украины, будь то официальное признание Крыма или размещение российских военных объектов на своей территории.
Что касается Белоруссии, то здесь важно помнить, что любое «потепление» в отношениях с Украиной может быть сугубо ситуативным и не имеющим долгосрочных последствий. Киев и Минск находятся по разные стороны геополитических баррикад, и в обозримой перспективе это положение вряд ли изменится. Мир становится более жёстким и поляризованным, что превращает политику многовекторности, сторонников которой по-прежнему немало в коридорах белорусской власти, в опасный анахронизм.