Продолжающаяся публикация Министерством обороны РФ архивных материалов о запрещённой в России ОУН-УПА* позволяет разоблачить один из мифов, которым морочат людей. Это попытки доказать, что «хлопцы» не менее рьяно, чем с Красной армией, воевали и с вермахтом, отстаивая «независимость Украины».
Это классическая фальсификация. Никакого вооруженного сопротивления немецким войскам бандеровцы не оказывали. А против советских войск они воевали постоянно. Сильно уступая по численности и в боевой мощи регулярной армии, они действовали из засад, нападали на немногочисленные группы, на отдельных красноармейцев, часто переодевались при этом в красноармейскую форму.
Начальник политуправления 1-го Украинского фронта доносил 26 апреля 1944 г.: только за два месяца одна из стрелковых дивизий, дислоцированная в Ровенской области, потеряла 36 человек убитыми, в том числе восемь офицеров, восемь ранеными и 11 пропавшими без вести. Потери соседней кавалерийской дивизии составили 35 военнослужащих.
4 марта вооружённая банда численностью до 150 человек, воспользовавшись тёмным временем суток, напала на роту связи в селе Карпаловка той же области. 6 апреля отряд националистов численностью около 1600 человек совершил нападение на роту 867-го стрелкового полка. Бой длился шесть часов. По показаниям пленных, банда имела задачей уничтожение гарнизонов советских войск и резню польского населения.
С захваченными красноармейцами и местными советскими работниками бандеровцы расправлялись с садистской жестокостью. Леденящие факты приведены в донесении начальника Волынского областного военкомата. В селе Мильск убили председателя сельсовета и уполномоченного райотдела милиции, выколов им глаза и пытая раскаленным железом. В селе Вишнево живьём сожгли три семьи.
Начальник политотдела Ровенского облвоенкомата доносил начальнику политуправления Львовского военного округа, что в селе Мизочь Сарновского района бандиты убили двух красноармейцев, отрезав им носы и уши.
Такие случаи насчитывались сотнями особенно после того, как бои с вермахтом на территории Западной Украины завершились и действующая армия пошла дальше на Берлин.
А вот с немцами бандеровцы не воевали. Они с ними сотрудничали. Опубликованные материалы из фондов Центрального архива МО РФ это неопровержимо доказывают.
В докладной записке начальника Управления агитации и пропаганды Главного политического управления Красной армии генерал-лейтенанта И.В. Шикина «О военной контрреволюционной организации украинских националистов в районах западных областей Украины», направленной начальнику ГлавПУ РККА, приводится материал, свидетельствующий о том, что украинские националисты служили прямыми пособниками гитлеровцев, и их агентурой.
«В первые же дни нападения фашистской Германии на СССР, когда Красная Армия с оборонительными боями временно отходила из западных областей Украины, – говорилось в докладной записке, – украинские националисты выступили с призывом оказать помощь немецким захватчикам. В обращении к учителям-украинцам ОУН (организации украинских националистов) приветствуют “немецкую армию, наиболее культурную армию мира”».
По ходу войны в рядах националистов возникло некоторое «возмущение» из-за того, что Берлин не поддержал идею «самостийной Украины»; это вылилось в пропаганду тезиса о том, что вояки ОУН-УПА «борются и против Москвы, и против немцев за освобождение украинского народа». На самом деле оуновцы «всячески помогали немцам в их борьбе с Красной армией».
Руководитель «Абверотряда-104» 11 апреля 1944 г. докладывал: «У УПА есть приказ, по которому запрещено вести борьбу против немецких солдат или совершать диверсионные акты против их военных сооружений и связи».
Гитлеровское руководство не собиралось делить управление оккупированными территориями ни с какими самостийниками. Не было и речи о том, чтобы рассматривать украинских националистов как «партнёров». Для немцев это была одна из сил «сдерживания» Красной армии. Берлин считал лишь возможными локальные соглашения, которые отдельные немецкие командиры заключали с руководством отрядов ОУН-УПА.
Так, в январе 1944 г. в г. Камень-Каширском состоялись переговоры представителей отрядов УПА, действовавших в прилегающем районе, с начальником немецкого гарнизона. В переговорах участвовали: со стороны немцев – начальник гарнизона, начальник гестапо и гебитскомиссар; со стороны УПА – оуновцы Демьяненко и Романюк из г. Любешива Волынской области и 12 других представителей от гарнизона УПА хутора Озерце, Плишева, села Полыци. В результате переговоров немцы передали УПА город Камень-Каширский и оружие, боеприпасы, запасы продовольствия и фуража, имевшиеся в городе. После чего банда УПА под командой Ворона в составе 285 человек заняла город.
В приказе бригаденфюрера СС К. Бреннера о переговорах с руководителями УПА от 12 февраля 1944 г. говорилось: «Начатые в районе Деражно переговоры с руководителями национальной Украинской повстанческой армии были успешно проведены также в районе Верба. Достигнута договоренность: немецкие части не подвергаются нападению со стороны УПА. УПА засылает лазутчиков, преимущественно девушек, в занятые врагом районы и сообщает результаты разведотделу Боевой группы».
Начальник полиции безопасности и СД Львова полковник полиции В. Биркамп сообщал, что 11 марта 1944 года в районе Подламин «200 участников укр. свободного движения объявило борьбу против большевизма совместно с германским вермахтом. В течение 12 марта 1944 г. их число достигло 1200 человек. Они из РКУ (рейхскомиссариат «Украина». – Ред.) и в большинстве своем вооружены... Пропагандист вермахта оперативной группы Броды майор доктор Гибель подтвердил сообщение и показал, что вермахт снабдил банду оружием и перевязочным материалом. В ближайшие дни состоятся переговоры майора доктора Гибеля с руководителем этой национальной украинской группы...».
Известны многочисленные факты, когда бандеровцы совместно с частями вермахта вели боевые действия против войск Красной армии и советских партизанских формирований, осуществляли в интересах немецкого командования разведывательную деятельность. Органы немецкой разведки готовили хорошо экипированные и вооруженные отряды УПА, которых перебрасывали в советский тыл с диверсионными заданиями.
Отдельные стычки отрядов ОУН-УПА с немецкими формированиями, на которые так любят ссылаться сегодня адвокаты украинских нацистов, преследовали цель получить оружие или разжиться продуктами, они лишь подтверждают общее правило – боевики, воюя против Красной армии, против Советской власти, действовали заодно с гитлеровцами.
Фото: apravda.com