Санкционное давление на Россию в продовольственной сфере, которое пытается оказать объединённый Запад в связи с проведением специальной военной операции (СВО) ВС РФ на Украине, желаемых результатов не приносит.
Стабильная общественно-политическая ситуация в России, несмотря на попытки Запада внести раскол в общество, позволяет развивать экономический потенциал страны и в условиях санкций. Россия занимает лидирующие позиции в мире по производству целого ряда видов сельхозпродукции. При этом конкретно из зерновых Россия экспортирует около 10% мирового объема пшеницы и около 25% подсолнечника. Кроме того, на Россию приходится 15% мирового производства сахарной свеклы и около 10% минеральных удобрений. По заявлению Министра сельского хозяйства России Д. Патрушева, страна полностью обеспечивает себя всеми основными видами продуктов, чему способствуют различные принимаемые меры, в том числе временный запрет на вывоз зерновых и сахара. Власти Белоруссии тоже запретили экспорт целого ряда зерновых, а также пшеничной муки и гречки. Аналогичные решения по ограничению вывоза продовольствия принимают и другие страны-члены Евразийского экономического союза. Уход части западных компаний с российского рынка и ставка на импортозамещение открывают новые возможности для стран ЕАЭС. Каковы же пути усиления продовольственной безопасности ЕАЭС в новых условиях?
Прежде всего речь может идти о «зерновой проблеме» – одном из индикаторов продовольственной безопасности как в Евразийском экономическом союзе в целом, так и в каждой отдельно взятой стране. Общий уровень самообеспеченности в ЕАЭС достиг 93%, его наращивание – одна из целей скоординированной агропромышленной политики и регулирования общего аграрного рынка Союза. Здесь важную роль играет своя продуктовая специализация каждой из стран Союза с учетом их исторических традиций и климатических условий, что позволяет государствам-членам ЕАЭС конкурировать и успешно экспортировать как сырье, так и продукцию глубокой переработки. Так, к примеру, Беларусь – давний поставщик молока и молочных продуктов, Армения обеспечивает потребности населения в свежих фруктах. Россия производит зерно и продукты его переработки, мясную и рыбную продукцию, сахар и растительное масло.
Продовольственный рынок в кризисной ситуации требует особых мер регулирования. Именно поэтому Россией в марте 2022 года были введены ограничения до 31 августа на поставки в страны Евразийского экономического союза пшеницы, ржи, меслина (смесь пшеницы и ржи), ячменя и кукурузы. Кроме того, введен запрет на вывоз сахара, (за исключением поставок по разрешению Минсельхоза) и обнулены пошлины на импорт овощей открытого грунта и ингредиентов для производства продуктов. До этого времени вывоз зерновых за пределы ЕАЭС был ограничен квотой в 11 млн. тонн, а на поставки пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы действовали плавающие пошлины до 30 июня. Принятые Россией мартовские ограничительные меры не связаны с необходимостью прокормить страну – уровень ее самообеспеченности пшеницей составляет сегодня 150%. Скорее, это позволит сформировать стратегический запас «зерновой» прочности. Экспортером зерна является и Казахстан: в 2021 году он продал за рубеж 5,8 млн. тонн пшеницы, что на 10,3% больше, чем в 2020 году.
Вторая проблема – недостаточный уровень самообеспеченности по ряду продуктов. Например, по плодам и ягодам. В ЕЭК разрабатываются предложения по мерам государственной поддержки, которые будут способствовать наращиванию производства фруктов и ягод в странах ЕАЭС. Важным является также уровень самообеспеченности материально-техническими и производственными ресурсами – ЕАЭС активно импортирует генетику, посадочный материал и семена. Чтобы увеличить местное производство, Евразийская экономическая комиссия работает над мерами поддержки семеноводства.
Ограничение на вывоз товаров – одна из самых распространенных «быстрых» мер, направленных на регулирование рынка в текущей ситуации и на обеспечение коллективной продовольственной безопасности, в том числе в границах ЕАЭС. Еще одна мера – обнуление пошлин на импорт ряда категорий продуктов и пищевых ингредиентов. Это позволит сдержать возможный рост цен, в данном случае на овощи открытого грунта, и не допустить их дальнейшего повышения. ЕЭК принято решение на полгода обнулить пошлины на ввоз картофеля, лука, чеснока, капусты, моркови, молочного сырья, какао-продуктов, основ для выпуска заменителей грудного молока и других продуктов.
Новые решения направлены на обеспечение продовольственной безопасности страны и помогут поддержать рынок в текущей ситуации. По заявлению российского Минсельхоза, «эти меры правительства исключат возможность дефицита и скачкообразного повышения стоимости сырья и социально значимой продукции». По предварительным данным Росстата, в 2021 году урожай зерна в России составил 120,7 млн. тонн, в том числе 75,9 млн. тонн пшеницы. По итогам 11 месяцев 2021 года страна экспортировала 29,9 млн. тонн пшеницы и меслина. Эти показатели несколько ниже уровня 2020 года, но Россия по-прежнему остается крупнейшим в мире экспортером зерна. Пальму первенства Россия держит уже несколько лет, что удается благодаря наращиванию объемов производства и высоким урожаям. Среди главных внешних покупателей российского зерна – Турция, Египет и Саудовская Аравия, а из числа партнеров по ЕАЭС – Казахстан.
Важную роль в обеспечении продовольственной безопасности ЕАЭС играет развитие производственной кооперации. Например, Белоруссия производит в два раза больше сахара, чем потребляет, а остальное вывозит в страны ЕАЭС. В то же время в Белоруссии нельзя производить высокоурожайные семена сахарной свеклы из-за неподходящего климата. При этом, по информации ЕЭК, Армения и Кыргызстан могут производить эти семена, обеспечив реальную кооперацию с выраженным синергетическим эффектом. Государства-члены ЕАЭС перестанут тогда зависеть от третьих стран с точки зрения поставок семян сахарной свеклы и импорта сахара.
В условиях масштабных и жестких санкций против России и Белоруссии перед Евразийским экономическим союзом острее встал вопрос углубления интеграции. В ЕАЭС уже принят ряд таможенных мер, которые должны обеспечить бесперебойный ввоз критически важных товаров. Укрепляется использование национальных валют. Новый импульс получил вопрос импортозамещения. В частности, в Армении отмечается высокий потенциал импортозамещения в производстве пищевых продуктов за счет кооперационных поставок из стран ЕАЭС, который оценивается в 110,5 млн. долл. США, а в России замещение этого импорта может составлять более 112 млн. долл. США.