С началом Россией специальной военной операции Украинская православная церковь (Московского патриархата) в лице своего священноначалия и т. н. «спикеров церкви» сразу встала на защиту Украины. С соответствующими заявлениями выступил предстоятель УПЦ митрополит Онуфрий, многие правящие епископы / епархиальные советы, ряд известных клириков. Дело не ограничилось уличениями руководства РФ в «каиновом грехе», а Московского патриархата – в благословлении этого «греха».
Изобретённое католиками (поляками и австрийцами) украинство исконно враждебно православию. И благодаря взрывному толчку от 24 февраля 2022 года этот внутренний конфликт перешёл из тлеющего состояния в явное.
Целые епархии стали слать защитникам киевского антиправославного режима амуницию, военную форму, продукты питания, автотранспорт и т. д. Захваты храмов теперь характеризуются в УПЦ как «коллаборационизм, помогающий агрессору и дающий дополнительный козырь в руки врагов». Захваты канонических храмов – это, если верить синодалам УПЦ, «один из поводов военного вторжения в Украину» и «преступные действия, имеющие признаки подрывной и диверсионной деятельности». Иезуиты нервно курят в стороне. Ибо захватчик храма в момент захвата – это пророссийский коллаборационист и пособник диверсантов, а в свободное от захватов военное время – «мужественный воин на защите государственности Украины».
А потому в «благотворительные» спектакли и ярмарки в пользу ВСУ вовлекаются целые воскресные школы, не говоря уже о пекарнях с просфорнями. На православную Пасху известная одесская обитель подготовила (разумеется, по благословлению правящего епископа) 1500 пасок для «защитников Николаева», регулярно обстреливавших жилые кварталы соседнего Херсона. Вопрос о православности «защитников» у игуменьи монастыря не возник. И почему лавра (в которой оборудовали артиллерийские позиции очередные «защитники») оказалась под «обстрелами», ни игуменья Серафима Шевчик, ни Союз аффилированных с митрополией журналистов предпочли не упоминать. Да что там «журналисты» – целая Северо-Донецкая епархия сообщает, что её собор 17 апреля «пострадал от обстрелов». Не попал под обстрел, а «пострадал от обстрелов». Направленных на гражданские объекты, следует понимать.
Всё идёт к тому, что и Одесской, и Северо-Донецкой епархиям вскоре придётся менять и лексику, и направление гуманитарной помощи. Но останется ли вера церкви у жителей Новороссии? Всей Новороссии, включая Донецк. Вот уже 8 лет столица ДНР свободна от государственной идеологии украинства. Тем не менее действующий митрополит Донецкий и Мариупольский подписывается под заявлением синода УПЦ, в котором говорится:
«Украинский народ мужественно защищается от военного нападения Российской Федерации, вторгшейся на территорию нашего суверенного и независимого Государства… Украинская Православная Церковь сразу осудила военную агрессию Российской Федерации против Украины и упорно подчеркнула (таков ныне русский слог в Русской церкви на Украине. – Авт.), что война – это большой грех… Украинская Православная Церковь поддерживает и в дальнейшем будет поддерживать защитников Украины… Наши мужественные воины стоят на защите государственности Украины, все мы должны объединиться ради победы…»
Это ещё раз подтверждает: в лоне УПЦ архипастырская молитва о бессмертных душах невозможна, если она вступает в противоречие с целями преходящего государства.
Церковь всуе
Понятно, что «Московська церква» находится в крайне тяжёлой ситуации. Однако насколько наивным нужно быть, чтобы надеяться, что в заведомо антиправославном государстве сделки с совестью оградят церковь от гонений. Тем более если подлинные хозяева Украины являются экзистенциальным врагами православия.
Да и война – грех ли только ненавистников церкви? Если бы УПЦ, несмотря ни на что, отстаивала в «Європейській державі» такую ценность, как единство православной цивилизации, попустил бы Господь 2022 год? Он, может, и 2014 «разрулил» бы… И в военное время есть уйма возможностей демонстрировать христианскую заботу о народе и даже армии, не поступаясь принципами. Это и гуманитарная поддержка госпиталей ВСУ, и социальное служение беженцам, и совершение таинств над убитыми и ранеными, и организация гуманитарных коридоров, и инициирование обмена пленными… Последнее с лихвой перекрыла бы все издержки от уклонения от всеобщей русофобской истерии. К голосу УПЦ пока ещё прислушиваются на всей её канонической территории, включая Донбасс. А если действовать через патриарха, то и на всей территории РПЦ, включая Москву.
Однако вместо этого от патриарха в УПЦ предательски отрекаются. А на тех, кто не отрекается, доносят. К примеру, один киевский протоиерей (выпускник факультета экуменизма Римского университета Ф. Аквинского) не только сообщил своим подписчикам в "Фейсбуке", что наместник Киево-Печерской лавры поминает на литургии патриарха Кирилла, но и поблагодарил активиста СЦУ за готовность подобрать «аргументы, кроме доброго слова, если требуется переубедить митрополита». Что это как не открытое предательство? Неудивительно, что тот же протоиерей стал одним из первых подписантов прошения четырехсот клириков УПЦ к «предстоятелям Древних Восточных Церквей» о суде над Московским патриархом!
Тем не менее «каинов грех» из уст митрополита Онуфрия – не о сих кляузниках. Это о решившихся на денацификацию тех, кто 30 лет гнобил православие. Именно они – тот «враг», об избавлении от которого в Великую среду и в Великий четверг предстоятель УПЦ вознёс на литургии «особые прошения». В открытом обращении к Путину православному митрополиту хватило совести сравнить защищающихся мирными жителями «защитников Мариуполя» с защитниками блокадного Ленинграда, чьи позиции размещались не в жилых квартирах, а на подступах к любимому городу…
А поворотись-ка, отче!
Около 80% украинцев выступает за запрет УПЦ (74% было по состоянию на 8 апреля). Как тут не переиначить великого малоросса Гоголя: и что, помогли вам ваши прогибы, владыки? Да и прогибы ли? Может, земное порождение ляхов стало вам действительно роднее Отечества небесного? Не зря же мудрый профессор Осипов ещё в начале военных действий констатировал: «Между Духом и кровью УПЦ выбрала кровь».
Ещё как-то можно понять невежество выпускников учреждённой при незалежности Киевской духовной академии и семинарии (КДАиС), но чем объяснить беспамятство всего (за редким исключением) «взрослого» епископата УПЦ – воспитанников Московской академии?
Ну а КДАиС во главе с владыкой-ректором на протяжении военных действий регулярно и инициативно помогает ВСУ. Что уж говорить о мирянах – пастве нынешних выпускников КДАиС.
Те сердобольные православные люди, которые, искренне оплакивая детей и мирных жителей, присоединяются также к хору вопиющих «зачем вы к нам пришли, мы вас не звали!», забывают об одном: уже следующее поколение их потомков жило бы в стране победившего нацизма. Уже всё было бы – «Азов»* (азовцы просто опередили время). И потомство нынешних православных Украины, не приди «русский корабль», было бы обречено на вечную погибель души.
О «детках, которые ни в чём не виноваты» вообще дико слышать от людей, исправно чтущих святых Вифлеемских младенцев. Сколько притч благочестивых они сами могут пересказать о том, как Господь даёт возможность потенциальным извергам уйти в вечность безгрешными… Многие бы сокрушались, уйди младенцем руховец Чикатило? А тут целое поколение будущих Чикатил.
И это не говоря вообще о такой «аксиоме», как искупление детьми грехов своих родителей. К примеру, вершивших раскол православной страны («подножия престола Господнего» по св. Иоанну Кронштадтскому).
От таких прихожан УПЦ часто слышишь: «Ну, допустим, когда-то мы – украинцы – были русскими. Да, нас искусственно сделали украинцами. Но если это уже столетняя данность, давайте как-то жить с осознанием того свершившегося факта, что мы уже разные народы». Однако перенесём эту логику на семейный уровень. Некие соседи поспособствовали изъятию детей из семьи, а затем убедили, что их семья была на самом деле чужой. Более того, внушили обманутым и их потомкам, что их подлинные родители и все-все родные пращуры творили им извечное зло, всегда мечтали их поработить и извести «как нацию».
И вот когда к кому-то из «нации» пробивается правда о том, что его исконных и по-прежнему любящих родителей на самом деле оклеветали, то можно ли продолжать оставаться в состоянии «ну это же свершившийся факт»?
Вообще, большой вопрос вызывает православность тех мужей, которые рассматривают это военное противостояние не с эсхатологической точки зрения. Что впечатлительным матушкам и благочестивым бабушкам, молящимся за всё хорошее, включая «крокодилов пред Тобою», ещё может быть простительно…
Бесплодная и тернии пустившая смоковница
«Спаси, Господи, и помилуй богохранимую страну, власти и воинство её, да поживём во всяком правоверии, благочестии и чистоте», – молится церковь. Но может ли с чистой совестью УПЦ говорить, что та «страна», на защиту которой двинулся епископат УПЦ, является богохранимой? И что эта «страна» с её заявленными европейскими ценностями способна обеспечить гражданам своим благочестие, чистоту и житие в правоверии?
УПЦ встала на защиту Содома и Гоморры от Кары Господней. И при этом у предстоятеля УПЦ в святую Крестопоклонную неделю хватает совести изречь: «У нас крест – на нас подняли меч».
У кого Крест?!!
Примером благоразумия в это нелёгкое для церкви время могла бы послужить проповедь управляющего делами УПЦ митрополита Антония «Господь даёт победу тому, кто исполняет Его заповеди». Однако далеко не все в украинском епископате поняли послание о том, что следует быть хотя бы взвешенными в оценках происходящего. В конце концов, и сам владыка перешёл к куда более однозначной риторике о «героях, благодаря которым фронт сейчас не в центре страны и не на западе».
Что же будут вещать владыки УПЦ, когда фронт сдвинется на запад? Сегодня Драбинко лично срезает замки с православных храмов в Киевской области, но вместе с ним то же делает и весь епископат УПЦ, который из своего человекоугодия к прежнему предстоятелю боялся обличить взращивание чудовища.
Именно потому митрополит Онуфрий – лучшее, что могло случиться с УПЦ после смерти митр. Владимира (Сабодана), что все, кто могли открыто выступить против драбинковщины, к тому времени были уже зачищены.
По отношению к происходящему почти каждый правящий архиерей УПЦ словом или делом, волею или неволею, ведением или неведением преступил черту Каинового братоубийства (через благословение оного), отречения от истины, от Христовых заповедей, от своего первосвятителя, наконец.
О какой истине речь? Святитель Антоний Сурожский проповедовал: «Единственное, что может сделать человеческое общество полноценным… это присутствие Живого Бога, дающее вечное содержание всему временному». Возможно ли присутствие православного Бога в том временнОм, что создали Его гонители?
Упоминание о «шатаниях языческих» в церкви (из утреннего правила) – совсем не атавизм, не дань той эпохе, когда христианство боролось с язычеством. Это всё тот же выбор между Духом и кровью. Ведь язЫки – это народы (отсюда и украинское родоверие). Не случайно в тех же строках молитвенного правила следует призыв «Церковь Святую укрепи и утверди».
Но как можно укрепить и утвердить церковь, часть которой все тридцать лет своего существования заверяла преданность «роду», задуманному антиправославным? Разве что хирургическим вмешательством. И прецедент имеется – упразднение святым патриархом Тихоном автономии Украинской церкви, выданной во дни столетней давности. Тем более дискредитирована сегодня грамота 1990 года, выданная шантажисту Филарету, оказавшемуся мошенником.
То, что происходило в 1918 году, в 1991-м и происходящее ныне – воздаяние народу (стране) по грехам. И если даже в церкви не находится десяти праведных епископов, способных речь слово истины, то вместе с землёй подлежит искоренению и смоковница. Как не просто бесплодная, но и тернии пустившая.
Зачем русским людям украинская церковь?