Три с половиной месяца Российская Федерация ведёт напряжённую войну против коллективного Запада на экономическом фронте.
Высшей руководящей инстанцией в военной сфере (особенно в периоды «горячих» войн и напряженных военных ситуаций) является президент Российской Федерации, что зафиксировано в статье 87 Конституции РФ. А вот в отношении экономической войны четкой властной вертикали управления действиями Российской Федерации ни в Конституции, ни в законах РФ нет (нет даже понятия «экономическая война», что, с моей точки зрения, является упущением).
В истекшие три с половиной месяца решения по нашим ответам на санкционные действия коллективного Запада принимались на всех уровнях государственной власти: президентом РФ (указы), Федеральным собранием (законы), правительством (постановления и распоряжения), ведомствами экономического блока (Минфином, Минэкономразвития, Минпромом), Центральным банком Российской Федерации (подзаконные, ведомственные акты).
К сожалению, полной скоординированности в действиях отдельных участников процесса принятия решений не было. Порой отдельные решения более низких уровней противоречили решениям высшей инстанции – президента Российской Федерации. Хотя в России нет официально института лоббизма (как, скажем, в США), наши теневые лоббисты очень активно влияли на решения более низкого – ведомственного – уровня. Отчасти это лоббисты, которые представляют какие-то шкурные интересы российского капитала. Отчасти лоббисты, которых правильнее назвать пятой колонной и которые сознательно действуют на ослабление позиций России.
Основная роль в искажении и ослаблении стратегических инициатив президента по вопросам экономической войны принадлежит таким ведомствам, как Минфин и Центробанк. Далеко за примерами ходить не надо.
Уже в первую неделю санкционной войны президентом было подписано два указа, которые принято называть «антисанкционными»: указ от 28 февраля 2022 г. № 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" и указ от 1 марта 2022 г. № 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации". Оба документа содержат достаточно большой набор мер по защите российской экономики. Таких мер, которые должны были быть приняты еще в условиях «мирного времени» для обеспечения экономического суверенитета Российской Федерации. Большая часть мер касается валютно-финансовой сферы, это разного рода запреты и ограничения на проведение трансграничных валютных операций.
Вот, например, пункт 1 указа № 79: «Резидентам - участникам внешнеэкономической деятельности осуществить обязательную продажу иностранной валюты в размере 80 процентов суммы иностранной валюты, зачисленной начиная с 1 января 2022 г. на их счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами и предусматривающих передачу нерезидентам товаров, оказание нерезидентам услуг, выполнение для нерезидентов работ, передачу нерезидентам результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, не позднее трех рабочих дней со дня вступления в силу настоящего Указа». Когда-то такая норма обязательной продажи валютной выручки (ее значение варьировало в диапазоне от 50 до 90%) у нас существовала, но в середине 2000-х годов в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» были внесены поправки, которые такую обязанность отменили. Многие годы некоторые депутаты пытались восстановить норму обязательной продажи валюты, но экспортное лобби в Думе оказалось сильнее.
И вот теперь коллективный Запад своими санкциями помог нам навести хоть какой-то порядок в валютной сфере.
Или пункт 3(б) того же указа: «Запретить с 1 марта зачисление резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка, а также осуществление переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг». Этого шага российские патриоты добивались много лет. И опять можно сказать «спасибо» Западу за то, что он помог сделать этот шаг.
В таком же духе выдержан президентский указ № 81. Так, он устанавливал, что со 2 марта вводится запрет на вывоз из РФ иностранной валюты в сумме, эквивалентной более 10 тыс. долл. С этого же момента вводится особый порядок сделок с иностранцами, связанными с государствами, которые совершают недружественные действия против РФ и ее граждан. И т. д.
Многие эксперты полагали, что денежные власти (в лице Минфина и Банка России) будут неукоснительно исполнять указы. И, руководствуясь интересами России и логикой санкционной войны, будут даже добиваться усиления тех мер, которые прописаны в указах №№ 79 и 81. Государственники, в частности, были уверены, что не за горами и 100-процентная норма продажи экспортной валютной выручки. А возвращение валютной выручки от экспорта в Россию станет постоянной нормой, которая сохранит свою силу даже после завершения санкционной войны против России.
Однако лоббисты российских экспортеров и пятая колонна не дремлют. Тихой сапой они принимают решения, ослабляющие антисанкционные президентские указы. На днях мы были огорошены целым рядом новостей подобного рода. Было пролоббировано решение о снижении нормы продажи валютной выручки от экспорта до 50%. Если в указе № 79 предельный срок исполнения этого обязательства был установлен в 3 дня, то совет директоров Банка России принял решение об увеличении его до 120 дней.
7 мая на сайте Минфина появляется следующая информация: подкомиссия правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, действующая при ведомстве, приняла решение разрешить экспортерам зачислять полученную от нерезидентов по внешнеторговым договорам валюту на свои счета за рубежом с 6 июня. Чтобы создать видимость легитимности такого решения, Минфин добавил: «Это возможно при соблюдении условий о последующей репатриации денежных средств в РФ и последующей продажи экспортной выручки в размере, определенном указом президента РФ». Однако эта фраза не отменяет того, что Минфин решением своей подкомиссии нарушил президентский указ № 79.
В начале санкционной войны ЦБ своим подзаконным актом ограничил переводы физлиц за границу суммой 5 тысяч долларов в месяц. Затем он был повышен до 10 тысяч (та цифра, которая стоит в президентском указе № 81). А вот с середины мая ЦБ поднял потолок до 50 тысяч долларов. В начале лета Банк России вообще расщедрился: он разрешил российским резидентам - физлицам с 8 июня переводить за рубеж в месяц до 150 тысяч долларов или эквивалент в другой валюте. За год богатый «физик» может перегнать сумму в 1,8 млн. долл. Хотелось бы только знать, где он сумеет найти убежище своим «токсичным» валютам. Финансовая разведка США его найдет, деньги его заморозит и конфискует.
Экономическая война с коллективным Западом идёт не только на фронте, но и в тылу. Во властных структурах России есть силы, которые пытаются ослабить деструктивное влияние лоббистов и пятой колонны, действующих в наших тылах. Вот свежая позитивная новость на эту тему. В конце мая группой депутатов были внесены поправки в закон "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных иностранных государств" (от 4 июня 2018 года № 127-ФЗ). 8 июня эти поправки, оформленные в виде отдельного закона, прошли третье слушание и были приняты. После подписания президентом закон вступит в силу. Главное «зерно» нового закона содержится в статье 4 «Особенности введения и применения мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации».
Пункт 2 данной статьи содержит перечисление мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации:
1) установление запретов и (или) ограничений на осуществление (исполнение) отдельных сделок (операций), в том числе запретов и (или) ограничений на осуществление валютных операций;
2) установление особенностей исполнения отдельных обязательств, в том числе изменение валюты обязательства, проведение зачета требований по обязательствам, вытекающим из договоров между резидентами и нерезидентами;
3) необходимость получения специального разрешения на осуществление (исполнение) отдельных сделок (операций), в том числе получения специального разрешения на проведение валютных операций, открытие счетов (вкладов) и проведение операций по ним;
4) необходимость открытия специальных счетов и проведения отдельных операций (в том числе валютных операций) с их использованием;
5) необходимость резервирования при осуществлении отдельных сделок (операций), в том числе резервирования при осуществлении валютных операций;
6) необходимость регистрации (предварительной регистрации) осуществляемой (планируемой к осуществлению) сделки (операции), в том числе необходимость регистрации (предварительной регистрации) открываемого счета и (или) проводимой (планируемой к проведению) валютной операции;
7) необходимость обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
8) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества;
9) установление лимита объемов проводимых валютных операций;
10) установление требований к покупке и (или) продаже иностранной валюты на бирже (специальная торговая сессия);
11) установление требований к приобретению и (или) отчуждению долговых обязательств, ценных бумаг, иных финансовых инструментов;
12) установление особенностей осуществления валютного контроля;
13) установление иных обязательных требований, направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации.
В принципе в этом пункте статьи 4 нового закона просто дан более или менее исчерпывающий список тех мер, которые Российская Федерация может и должна принимать для обеспечения своей финансовой стабильности в условиях санкционной войны. Все эти меры уже так или иначе упоминались в разных нормативных актах, которые принимались у нас с конца февраля. Наиболее важным является пункт 1 указанной статьи:
«Президент Российской Федерации вправе в качестве мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, устанавливать:
1) особый (специальный) порядок осуществления (исполнения) гражданами Российской Федерации и (или) российскими юридическими лицами отдельных сделок (операций) с участием иностранных лиц, связанных с недружественными иностранными государствами […];
2) особый (специальный) порядок исполнения российскими юридическими лицами обязательств по выплате распределенной прибыли (дивидендов) перед участниками, являющимися лицами недружественных иностранных государств;
3) особый (специальный) порядок валютного регулирования и валютного контроля, в том числе в отношении осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами […], репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации, открытия и ведения резидентами и нерезидентами счетов (вкладов) в Российской Федерации, установления режимов таких счетов (вкладов), открытия резидентами счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и порядка проведения операций по ним;
4) иные временные меры экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации […]».
Если коротко резюмировать суть принятого закона, она сводится к тому, что президент РФ получает полномочия принимать оперативные решения по валютно-финансовым вопросам экономической войны. Конечно, это очень позитивный шаг. Он снижает возможности денежных властей (ЦБ и Минфина) ослаблять и нейтрализовать стратегические решения президента в сфере экономической войны с коллективным Западом.
Фото: совещание президента РФ с членами Совета Безопасности, kremlin.ru