Казахстан (РК) опередил других желающих и уже определился с местом расположения атомной электростанции. На недавнем заседании Cовета иностранных инвесторов президент Касым-Жомарт Токаев сообщил: «Казахстан имеет целый ряд конкурентных преимуществ для развития атомной энергетики. Страна занимает первое место в мире по добыче природного урана, располагает собственным производством ядерного топлива и имеет возможности для обогащения урана». Однако тогда место строительства АЭС президент Казахстана не назвал.
9 июня это сделал министр энергетики РК Болат Акчулаков. Рассматриваются советские варианты размещения – город Курчатов в Восточно-Казахстанской области и рядом с поселком Улкен Алматинской области на южном берегу озера Балхаш. Остановились на втором.
Теперь, когда все решено, появилась интрига: кто будет возводить станцию? Официально казахстанские чиновники говорят, что изучают технологии потенциальных строителей – американских (NuScale), американо-японских (GE-Hitachi), южнокорейских (KHNP), китайских (CNNC), российских (Росатом) и французских (EDF). Свои услуги по строительству предложила корпорация General Electric. Глава этой корпорации в России и СНГ Бела Ференци намекает: «Учитывая планы правительства Казахстана по строительству атомной электризации, хотел бы отметить наш большой опыт в области реализации крупнейших в мире проектов с использованием технологии тихоходных паровых турбин GE…. Мы предлагаем надёжные, проверенные решения, обеспечивающие высочайший уровень эксплуатационной безопасности».
Поселок Улькен
Одновременно перспективой строительства заинтересовалась французская корпорация по производству ядерного топлива Orano.
Разумеется, поднялась волна слухов о том, что место строительства крайне опасно. Разволновались доморощенные «экологи» из тех, что недавно были «специалистами по ковиду» и «экспертами» по военной стратегии на украинском ТВД.
Недавно в Казнете сообщили, будто сроки строительства АЭС могут перенести из-за событий с аналогичными объектами на Украине, связывая их с проходящей СВО. Однако министерство энергетики опровергло этот вброс.
Что касается строителей, то, вероятно, отгадку стоит искать в визите в начале мая министра энергетики Болата Акчулакова в Турцию, где на берегу Средиземного моря в провинции Мерсин «Росатом» возводит первую в Турции АЭС – «Аккую». При этом Акчулаков точно не ездил «изучать технологии» в Японию, Францию, Южную Корею, США или Китай.
Турки тоже долго выбирали подрядчика. Их заинтересовали логистика, более $6,5 млрд внутренних инвестиций в смежные отрасли экономики, трудовая занятость (более 20 тысяч человек из которых 80 % – местные). Россия гарантирует поставку Турции топлива, обеспечивает обучение 4 тысяч специалистов, а «Росатомпром» гарантирует безопасность станции «при пожарах, природных катаклизмах, террористических атаках» и даже при «падении самолетов на энергоблоки станции». АЭС «Аккую» будет иметь 4 энергоблока мощностью 4 800 мегаватт. После ввода всех реакторов станция будет вырабатывать более 35 млрд кВт энергии в год. Стоимость проекта – около $20 млрд.
Конечно, у российского варианта строительства в Казахстане хватает противников, выступающих против «технологической зависимости от России». Политолог с русофобскими наклонностями Досым Сатпаев уверяет: «Самая большая угроза – это объятия России. Государство, которое проталкивает свой атомный реактор другому государству, рассчитывает привязать партнера на долгие годы разными обязательствами: готовить специалистов только в России, закупать технику и осуществлять техническое обслуживание только при участии России». По Сатпаеву, если бы Казахстан выбрал Франциию или США, в зависимость от них Казахстан бы не попал.
И всё же выбор России как строителя станции пока зыбок. Министр Акчулаков недавно сказал: «Мы ни в коем случае не говорим, что собираемся именно с Россией строить… Просто её технологии по наработке реакторных часов считаются самыми передовыми в мире – по опыту и стандартам безопасности. Как французские и американские. Хорошие решения есть в Южной Корее. Китай сильно развивается в этом плане».
Увы, за последние годы, Казахстан частенько демонстрировал «странности» в союзных и договорных отношениях. АЭС на Балхаше будет проверкой.
Соб. корр. ФСК