В последние две недели ВСУ подвергали интенсивному ракетному обстрелу мосты через Днепр в Херсонской области.
Антоновский автомобильный мост был атакован американскими ракетами РСЗО HIMARS. Каждый залп HIMARS предварялся залпами РСЗО «Ураган», снаряды которых сбивались российской системой ПВО. Удары HIMARS наносились во время перезарядки наших ЗРК. Часть ракет российская ПВО успевала сбить, но за две недели в мост попало больше двадцати ракет.
Опоры и пролеты моста не повреждены, но в дорожном покрытии образовались пробоины размером до двух метров, их уже заделывают. Инженерные подразделения ВС РФ возвели параллельно Антоновскому мосту переправу, которая позволит создать запасной путь в Херсон и область в случае критических повреждений моста.
Такие же удары были нанесены ВСУ по Антоновскому железнодорожному мосту, автомобильному Дарьинскому мосту через реку Ингулец и дамбе-плотине Каховской ГЭС. Оба Антоновских моста получили незначительные повреждения, как и Дарьинский мост. По данным американского аналитического центра Institute for the studie of war, Дарьинский мост уже отремонтирован, движение по нему восстановлено.
Какова реальная угроза этим мостам?
Ракетами HIMARS можно причинять таким мощным мостам, как Антоновские, лишь повреждения средней тяжести, которые будут устраняться в короткий срок. Запас ракет для этих американских РСЗО у ВСУ ограничен, и тратить их на бессмысленный с оперативной точки зрения ракетный обстрел моста не продуктивно.
Плотина Каховской ГЭС
Ни стратегического, ни даже оперативного значения Антоновские мосты и Дарьинский мост не имеют, так как в 70 км от Херсона выше по течению есть ещё одна переправа через Днепр: мощная дамба-плотина Каховской ГЭС, которая с конца февраля находится под контролем ВС РФ и Росгвардии. Это гидротехническое сооружение можно надолго вывести из строя лишь ударами высокоточных управляемых бетонобойных бомб, но для этого необходим пилотируемый носитель, который станет лёгкой добычей российской ПВО.
Железнодорожный и автомобильный (дальний) мосты через Ваал
Реальная угроза в другом: украинская сторона может воспользоваться опытом немецких диверсантов из соединения «К», взорвавших в сентябре 1944 года Неймегенские мосты через реку Ваал в Голландии. Бывший офицер разведки Кригсмарине и военный историк Кайюс Беккер в своей книге «Немецкие морские диверсанты во второй мировой войне» писал:
«В нескольких километрах от германо-голландской границы Рейн делится на два рукава. На северном рукаве, который называется Лек, расположен Арнем, на южном, носящем название Ваал, – Неймеген. В сентябре 1944 года английская армейская группа, входившая в состав армии вторжения, сосредоточила свои усилия против этих двух городов. В случае захвата их англичане получили бы великолепный плацдарм для дальнейшего наступления на север и восток вглубь Германии. Но высадившиеся в районе Арнема английские воздушнодесантные части были потрёпаны в жестоких боях, и единственное, чего им удалось добиться, – это удержать в своих руках крупный плацдарм на северном берегу Ваала. Огромное значение для англичан имело то обстоятельство, что они могли бесперебойно осуществлять снабжение по двум попавшим в их руки почти невредимыми мостам через Ваал в районе Неймегена: по железнодорожному мосту, на котором немцы во время спешного отступления успели лишь кое-где повредить железнодорожное полотно, и по массивному автодорожному мосту, использовавшемуся англичанами для переброски на плацдарм самых тяжелых танков и артиллерии».
Разрушенный железнодорожный мост через Ваал
Такая же ситуация сложилась вокруг Антоновского моста с тем лишь отличием, что по нему возможно только автомобильное и пешеходное движение. Железнодорожного моста через Днепр поблизости нет.
Ударным сапёрным группам вермахта не удалось пробиться к мостам, авиация также отказалась от попытки разрушить мосты с воздуха. Тогда немецкое командование использовало боевых пловцов из соединения специального назначения Кригсмарине, созданного для проведения диверсионных и штурмовых операций (Kleinkampfverbände).
Группе во главе с обер-лейтенантом Принцхорном было приказано взорвать оба моста, заложив под их опоры-быки три тонны взрывчатки в двух полуторатонных минах. «Мостовые быки имели длину 11 м и ширину около 4 м каждый. Поэтому здесь было недостаточно просто заложить мину на дно реки рядом с массивным каменным быком, так как взрыв такой мины мог бы его лишь повредить, но не разрушить. Для разрушения же необходим был крутящий момент, который можно было получить лишь при одновременном взрыве двух мощных подрывных зарядов, заложенных на противоположных сторонах быка», – пишет Кайюс Беккер.
Пятиметровые мины-торпеды диаметром 56 см содержали по полторы тонны взрывчатки. Мины соединялись в «пакеты» по две мины в каждом и связывались между собой прочным пятнадцатиметровым тросом. Боевые пловцы должны были, приблизившись к быку, распустить «пакет» с таким расчетом, чтобы одна мина легла с левой, а другая с правой стороны быка. «Идеальным случаем было бы, если бы левая мина легла у верховой стороны быка, обращенной против течения, трос обмотался бы вокруг быка, а вторая мина легла бы справа у низовой его стороны, обращенной вниз по течению. Этим бы достигался необходимый крутящий момент».
В ночь на 29 сентября 1944 года боевые пловцы сошли в воду в 10 км выше Неймегена. Их было 12 человек, разбитых на 3 группы. Каждая группа имела по одному подрывному «пакету». Первая группа должна была взорвать железнодорожный мост, вторая и третья – автодорожный.
Проплыв по течению несколько километров, первая группа диверсантов смогла установить два взрывпакета вокруг опоры железнодорожного моста и взорвала мост. Его массивные арочные конструкции рухнули в воду. Две другие группы были обнаружены англичанами и под сильнейшим обстрелом не слишком удачно разместили свои мины. «Автодорожный уцелел, однако на аэрофотоснимках можно было обнаружить, что в дорожном покрытии этого моста появились провалы».
Могут ли ВСУ попытаться повторить немецкий опыт и взорвать находящиеся под контролем ВС РФ мосты и дамбу Каховской ГЭС? Исключать нельзя. С боевыми пловцами 73-го морского центра ВСУ несколько лет плотно работают англичане, прекрасно осведомленные обо всех деталях немецкой диверсии против Неймегенских мостов.
Британский спецназ тренировал боевых пловцов ВСУ, сообщает ТАСС со ссылкой на британские СМИ. «Бойцы Особой лодочной службы ВМС Великобритании совершили поездку на Украину, чтобы обучить коллег из 73-го морского центра специального назначения в Очакове обращению с британской техникой», в частности с подводными носителями боевых пловцов.
25 июля 2022 года в акватории Днепровского лимана была вскрыта попытка высадки с быстроходных десантных катеров украинской диверсионной группы на территорию Херсонской области. Эти катера схожи со штурмовыми катерами «Линзе» соединения «К», на которых немецкие боевые пловцы провели в своё время разведку боем у Неймегенских мостов. «В результате огневого поражения два десантных катера ВМС Украины с находившимися на борту диверсантами уничтожены», – сообщил на брифинге официальный представитель Минобороны генерал-лейтенант Игорь Конашенков.
Наличие у боевых пловцов ВСУ подводных носителей западного производства, которыми их снабдили британские спецназовцы, делает возможным движение под водой против течения, что расширяет число угрожаемых направлений. В распоряжении ВС РФ имеются технические средства, позволяющие предотвратить любые диверсионные действия боевых пловцов противника против трёх мостов и плотины Каховской ГЭС. Нужны лишь постоянная бдительность и боевая готовность.
Заглавное фото: Антоновский мост