На сегодня Сербия остается единственной страной в Европе, которая не ввела санкции против России. Этот факт является серьезным раздражителем для США и ЕС, а они резко усилили давление на Белград. Сербскую столицу за последнее время посетили десятки делегаций, которые ясно давали понять: Вучич должен признать независимость Косово и четко следовать указаниям Вашингтона и Брюсселя. В противном случае санкции будут введены уже против него самого и Сербии как таковой, причем санкции такой силы, что речь пойдет о самосохранении и выбора не будет. Канцлер Германии Олаф Шольц открыто пригрозил сербам, что они никогда не вступят в ЕС, если не введут санкции против России. И это притом, что в прошлом году комиссариат ЕС представил доклад, в котором сказано: Сербия «все еще не готова к вступлению в Союз», ее присоединение возможно в 2029 году при условии выполнения всех условий.
События в Европе развиваются стремительно и грозят радикальными переменами и в ЕС намерены действовать решительнее. Тем более что президентом Сербии сегодня является человек, на которого Запад давно возлагает надежды. А. Вучич ещё в 2016 году возглавил «проевропейскую коалицию» партий с лозунгом «ускоряемся в Европу», причем агентство АР прокомментировало это так: «Он оставил позади пророссийские силы». На Западе его считают единственным политиком, кто своим «прагматичным национализмом» сможет не допустить к власти «не прагматичных радикальных». Сегодня его рассматривают как человека, которому предстоит поставить точку в косовской и других проблемах – пришло время отрабатывать долги.
Александр Вучич очень гордится тем, что был чемпионом Белграда по шахматам среди юношей и уверен, что научился просчитывать ходы. Но в политической жизни гораздо более важным оказалось искусство лавировать, и он его освоил гораздо лучше. Из воспоминаний Вучича: «Я брал интервью у Караджича и играл в шахматы с Ратко Младичем». В 26 лет бывший радиожурналист и будущий сербский лидер стал генеральным секретарём Радикальной партии, причем по настоянию ее тогдашнего лидера Воислава Шешеля, который назвал своего протеже «абсолютно прорусским человеком». Вучич успел поработать даже министром информации в правительстве Милошевича!
С 2003 года лидером радикалов вместо арестованного в Гааге Шешеля (к слову, его продержали в камере предварительного заключения 11 лет!) стал Николич, а в 2008-м Николич и Вучич ушли из Радикальной партии в созданную ими же Прогрессивную партию. Когда Николич был избран президентом Сербии, А. Вучич занял пост министра обороны, а затем премьер-министра. После чего объявил Николичу о своем желании баллотироваться в президенты и на ближайших выборах достиг цели. В июне 2017-го А. Вучич сменил Николича, победив с лозунгом «Скорей в ЕС», причем за него голосовало более 55% избирателей. В 2020 году по результатам выборов в скупщину коалиция Вучича получила 243 из 250 мест. В апреле 2022 года президент Александр Вучич сохранил свой пост, победив уже в первом туре (получил 58,59% голосов), но его Сербская прогрессивная партия потеряла больше четверти голосов избирателей — с 60 до 43 проц. Показательны слова самого А. Вучича: «Влияние украинского кризиса на результаты выборов было огромным... Я сам виноват». Его оппонент, бывший начальник Генштаба генерал-лейтенант Здравко Понош язвительно заметил: «Никогда не говори никогда НАТО»…
18 августа в Брюсселе под патронажем ЕС прошли переговоры Вучича с премьером сепаратистского Косово Альбином Курти. Вернувшись в Белград, президент Сербии первым делом встретился с послом США Кристофером Хиллом: «В ходе беседы обсуждалась текущая ситуация в регионе, сложившаяся после последнего раунда диалога между Белградом и Приштиной, состоявшегося на прошлой неделе в Брюсселе». Вучич сообщил американскому дипломату, что сербы, живущие в Косово и Метохии, стремятся сформировать Сообщество сербских муниципалитетов. Исходя из этого, со слов сербского лидера, важно, чтобы Приштина придерживалась соглашения о том, что спецназ Косово может перейти на север только с согласия НАТО и мэров четырех муниципалитетов, в которых проживают сербы. К. Хилл в очередной раз заявил, что США обеспокоены тем, что Сербия не поддерживает антироссийские санкции, после чего стороны «обсудили двустороннее сотрудничество между Сербией и США».
23 августа в Приштину прибыли спецпредставитель Госдепа США на Западных Балканах Габриэль Эскобар и специальный посланник ЕС по диалогу Мирослав Лайчак. После переговоров с тамошними руководителями они появились в Белграде, где были приняты президентом А. Вучичем. 26 августа Эскобар заявил телеканалу N1 (сербское подразделение CNN), что нарратив «Косово – это Сербия» пора забыть и сменить на «Косово и Сербия – это Европа». Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель со своей стороны указал, что благодаря достигнутым договоренностям «сербы Косово, а также все другие граждане смогут свободно путешествовать между Косово и Сербией, используя свои удостоверения личности». Эти сообщения вызвали в обществе такой шквал эмоций, что 27 августа А. Вучич обратился к народу с развернутым выступлением.
Он подтвердил, что Приштина снимает требование о замене паспортов косовских сербов на местные документы, а албанцы получают право въезжать в Сербию по удостоверениям личности, выданным в Косово. При этом такое решение не может трактоваться как признание провозглашенной в одностороннем порядке независимости Косово и не может рассматриваться как согласие Белграда на отступление от резолюции Совбеза ООН №1244. Что касается перерегистрации автомобилей с номеров, выданных властями Сербии, на косовские номерные знаки, то срок, отведенный Приштиной для местных сербов, продлен до 31 октября и вопрос остается открытым.
Вучич также обьявил о своем решении рекомендовать на пост главы правительства Ану Брнабич. С утверждением в парламенте проблем не будет – 2 августа большинством голосов председателем скупщины был избран Владимир Орлич из правящей Сербской прогрессивной партии Вучича. Да и сама Брнабич в Сербии – известная политическая фигура. Впервые она возглавила Кабинет министров в 2017 году по представлению пришедшего тогда к власти А. Вучича, а ранее (в 2016-17 годах) была министром государственного и локального самоуправления. Председателем правительства тогда был Александр Вучич, так что они отлично знакомы.
Анна Брнабич
По словам президента, «ее опыт необходим для подготовки к нынешней осени и зиме» и решения иных проблем, включая вопрос о присоединении Сербии к санкциям против РФ. Остается отметить, что Брнабич окончила два западных вуза, долго работала в USAID, которое в РФ еще в 2012 году было обьявлено нежелательным из-за вмешательства во внутренние дела и занимает откровенно антироссийскую позицию. Наконец, она – открытая лесбиянка, то есть полностью соответствует «европейским ценностям».
Затронул президент и тему «Европрайда» – общеевропейского сборища лесбиянок, геев, трансексуалов и проч., запланированного на 12-18 сентября. 95% сербов выступают категорически против этого «парада срама», но Вучич уже сказал, что его не интересует общественное мнение. 14 августа в Белграде прошла массовая демонстрация в поддержку традиционных семейных ценностей. Известный сербский политик, лидер движения «Освобождение» Младжан Джорджевич утверждает, что «заслуга в том, что Сербия еще в 2019 году получила право организовать «Европрайд», полностью принадлежит президенту Александру Вучичу, который хотел показать Западу, как далеко его страна продвинулась в защите прав человека и развитии демократии».
Проблема в том, сказал Джорджевич, что гомосексуалисты намерены проводить семидневное мероприятие по всей Сербии, посещая монастыри и читая лекции в сербских школах. Среди демонстрантов 14 августа было немало мужчин спортивного телосложения, которые прямо высказывали свои намерения в случае проведения «мероприятия». Возмущению Вучича не было предела: «Что-то я не вижу очереди на Косово, чтобы идти защищать. Зато есть, чтобы избивать по Белграду, особенно тех, кто слабее. Не будет у вас такой возможности».
Как бы там ни было, в своем выступлении 27 августа президент объявил, что «Парад гордости», анонсированный в сентябре, будет отменен или отложен... «Говорю это не потому, что счастлив, а потому что не можем в тот момент, когда у нас в Белграде заседание Open Balkan, когда тяжелый кризис в Косово и Метохии, который не прекратится до 31 октября, и опасаюсь, что лишь углубится».
Упоминание Open Balkan особо примечательно. «Открытые Балканы» – это программа «трансграничной инициативы», патронируемая ЕС. Суть ее в том, что Белграду предлагается обменять часть своих земель на севере Косово на часть своих земель на юге края. И это при том, что все Косово – исторически сербские земли! Мало того что сербское руководство пошло на такие переговоры, А. Вучич вместе с премьером Албании Эди Рамой активно продвигают этот проект, который является современным вариантом «Великой Албании». 15 августа президент Албании Байрам Бегай посетил Косово, но Сербия не направила Тиране ноту протеста, и это никого не удивило. Как и то, что Сербская православная церковь недавно подарила автокефалию македонской церкви, отказавшись от векового сербского церковного наследия.
Большое внимание в своем обращении к народу президент А. Вучич уделил экономическому положению страны. Он не поскупился на очередные дифирамбы в адрес России, которая «обеспечивает Сербию самым дешевым в Европе газом и поддерживает ее по Косово». По его словам, потребность составляет 3,2 млрд кубических метров газа, по контрактам с Москвой страна получает 2 млрд кубических метров газа по фантастической цене, которая позволила сэкономить 4,8 млрд евро. По планам сербского руководства, к 15 сентября резерв газа составит 400 миллионов кубометров, к 15 октября – до 600 миллионов. Цель – 700 миллионов кубометров, что позволит обеспечивать потребность страны в 11 миллионов кубометров топлива в холодный период. «К счастью, нам удалось закупить газ в России до этого тяжелого времени, иначе мы бы были банкротом», – резюмировал президент.
Источник:сайт президента Сербии
На этом оптимизм президента иссяк, и он отметил, что каждый день Сербия сталкивается «с десятком новых проблем». Он подтвердил, что с 1 ноября из-за санкций ЕС, введенных против РФ, страна не сможет получать нефть из России, которая сегодня доставляется танкерами по Адриатическому морю, а затем – по нефтепроводу через Хорватию. Еще в середине июня Вучич призывал Сербию готовиться к трудной зиме, «что связано с уже действующими санкциями, и кто знает, какие еще санкции введут к тому моменту». Что касается требований Запада присоединиться к санкциям против РФ, то Вучич отказался говорить конкретно: «Я не обещаю ничего, лишь обещаю народу, что будем беречь свою политику, сколько сможем».
А что Россия? Планировавшийся на 6–7 июня визит главы МИД РФ в Белград был отменён в последний момент. Совершенно очевидно, что решение запретить пролет самолета российского министра принималось не в столицах соседних с Сербией стран. Сергей Лавров сразу объявил, что пригласил своего сербского коллегу Николу Селаковича «в ближайшее время посетить Москву». Встреча состоялась 22 августа, но ее участником с сербской стороны стал глава МВД Александр Вулин. Такой необычный формат некоторые сербские политологи объяснили тем, что в нынешней обстановке визит главы сербского МИД в Москву «был бы однозначно негативно воспринят Западом, что президенту Вучичу вовсе не нужно, Вулина же многие на Западе всерьез не воспринимают». Сообщение по итогам московских переговоров первым распространило МВД Сербии, акцентировав внимание на заверениях своего министра о том, что «Сербия, которую возглавляет президент Александр Вучич, не забывает вековое братство с Россией».
Глава МВД Сербии Александр Вулин и Сергей Лавров во время встречи в Москве. Фото: Пресс-служба МИД России
Российское руководство хочет получить от сербского гарантии готовности быть и впредь стратегическим партнером России на Балканах, но Белград по-прежнему пытается балансировать между Россией и Западом. В начале августа посол РФ в Белграде Александр Боцан-Харченко сделал заявление относительно возможных перспектив создания российской военной базы в Сербии. Посол указал: «Вопрос о развертывании российских военных баз на территории Сербского государства решается только Белградом и Москвой. Создание в Сербии российской военной базы является суверенным делом этой страны, плюс это вопрос интересов самой РФ».
Это была попытка прозондировать обстановку, и попытка успешная – в Белграде поднялась буря. Сербские СМИ и эксперты упрекнули Россию в том, что, «распространяя информацию о российской базе, она намеренно подрывает интересы Сербии в момент, когда та находится под давлением Запада в связи с формированием нового правительства и решением вопроса о присоединении к санкциям против РФ». А влиятельное и близкое к властям белградское издание Blic даже обвинило Россию в «начале гибридной войны против Сербии».
А. Вучич в связи с этим заявил: «Сербии не нужны чьи-либо военные базы. Она будет сохранять военный нейтралитет и союзнические отношения. Не станет стыдиться связей с Россией, Китаем, США и ЕС, но о себе позаботится сама». А вот Александро Педраза, глава американского Офиса по оборонному сотрудничеству (Office for Defence Cooperation, ODC), который координирует взаимодействие сербской армии с Пентагоном, заявил, что одним из приоритетов военного сотрудничества США и Сербии является развитие базы «Юг» как «главного центра обучения армии Сербии по стандартам НАТО и подготовки сербских спецподразделений для участия в миротворческих операциях».
Справка: крупная военная база «Юг» была открыта 23 ноября 2009 года. Она расположена в общине Буяновац, которая населена преимущественно албанцами и примыкает непосредственно к краю Косово. Расстояние до границы с Северной Македонией – 30 км, до болгарской границы – 90 км.
В начале августа президент Белоруссии Александр Лукашенко предупредил: «Сербия хотела бы сидеть на трех стульях – ЕС, США и Россия, но больше у нее это не получится». Трудно с ним не согласиться.
Заглавное фото: REUTERS/Johanna Geron