Вечером 28 августа пресс-служба Зеленского распространила сообщение: «Владимир Зеленский провел совещание в режиме «секретно» с представителями сектора обороны и безопасности», на котором обсуждалась ситуация на фронте.
Сообщение достаточно странное. Было бы удивительным обсуждение у Верховного главнокомандующего ситуации на фронте в публичном режиме, а сами такие совещания – слишком рутинная вещь, чтобы требовать упоминания в СМИ. Скорее другое: это был знак неких событий, которые должны были скоро произойти. И, действительно, события не заставили себя долго ждать.
Через несколько часов начались и продолжались всю ночь на 29 августа беспрецедентные обстрелы освобождённого Херсона и других населенных пунктов области. А к середине дня украинские неофициальные, полуофициальные и «почти официальные» источники стали намекать на начавшееся украинское наступление на Херсон и его первые успехи.
Напомню, это действо «анонсировалось» Киевом уже несколько месяцев и даже было признано «информационно-психологической операцией». Фонд стратегической культуры писал о смысле этих виртуальных «телодвижений».
Показательны объекты, по которым были нанесены удары в ночь на 29 августа. Среди них: центральный рынок города Новая Каховка; аграрный лицей в селе Червоный Маяк, где принимали гражданских лиц врачи из Российской Федерации; школа в посёлке Шляховое, готовившаяся принять детей 1 сентября. Наконец, удар был нанесён по Центру занятости населения в городе Бериславе.
И возникает вопрос: если надеешься «освободить» данные территории от «агрессора» пусть не в ближайшие дни и недели, а «в обозримой перспективе», зачем тратить дефицитные боеприпасы, обстреливая рынки и школы?
В частности, Центр занятости в Бериславе – новое, современное здание, что на Украине большая редкость. Ну а удар по центральному рынку, одному из узлов жизнеобеспечения города, способен только настроить против Киева местное население, особенно базарный люд, потерявший из-за обстрелов свой скромный капитал и рабочие места.
Задачи в начатой Киевом 29 августа операции ставились иначе. Подтвердился наш прогноз, сделанный 10 августа: «Киев будет придерживаться и дальше такой тактики: периодические локальные атаки с целью захвата отдельных населенных пунктов на линии соприкосновения, что будет подаваться как «наступление» и продвижение к Херсону… Требуется максимально усложнить восстановление там нормальной жизни, чтобы эти территории не стали примером для жителей остальной Украины».
Сейчас атаки ВСУ приняли гораздо больший масштаб, чем раньше, и это тоже понятно. Прежний «уровень давления» действует всё меньше. Люди практически перестали бояться «возврата Украины». Они трудоустраиваются в учреждения, связанные с новой властью, ведут детей в школы и т. д. Усиление атак ВСУ должно было переломить эту тенденцию.
Дата наступления на Херсон тоже была выбрана не случайно – канун начала учебного года, сорвать который на освобожденных территориях является для Киева задачей номер один. Украинское издание «Страна. ua» приводит слова бойца ВСУ с Южного направления о том, что наступление планировалось на середину сентября, но было перенесено на конец августа. Рассчитывали, что люди побоятся вести детей в школы и детские сады. На запугивание делается основная ставка. Продолжающиеся удары по гражданским объектам в Херсоне и области показывают, что «лояльность» населения утраченных территорий уже не волнует украинские власти. Население там надо «наказать».
Впрочем, у атак 29 августа был еще один, не менее важный аспект: Запад требует от Киева активных действий, угрожая урезать и без того сократившийся объем военной помощи. Наступление под Херсоном призвано было показать сохраняющийся потенциал ВСУ: будет больше помощи – добьёмся гораздо более значимых успехов.
Однако уже к вечеру 29 августа победные реляции из Киева сменились обтекаемыми заявлениями. Паяц Арестович сообщил, что это было всего-навсего… «маленькое, симпатичное контрнаступление».
Объективная картина, складываемая по информации из разных источников, говорит о полном провале затеянной Киевом авантюры. Вроде бы ВСУ удалось продвинуться лишь на одном из направлений атак на несколько километров, заняв небольшое село Сухой Ставок (правда, украинские источники это не подтверждают), но при этом они понесли крупные потери: по данным МО РФ, 56 танков, свыше 50 единиц другой бронетехники, до 1200 военнослужащих.
С вечера 29 августа никакой информации о новых попытках продвижения ВСУ под Херсоном нет.