СМИ на Западе все чаще пишут о деградации правящих кругов в своих странах, об отсутствии настоящих политических лидеров. «В предстоящие годы от наших лидеров и дипломатов можно ожидать только ошибок и самовредительства», – заявляет в британском интернет-журнале Spiked Фрэнк Фуреди.
«То, что западные лидеры потерпели фиаско, в полной мере проявилось во время неудачного вывода войск США из Афганистана, – продолжает он. – Как бы ни было больно, очевидно, что политическому истеблишменту США не хватает интеллектуальных ресурсов, ясности, единства, чтобы лидировать на мировой арене. Искусство управления государством, похоже, бесследно пропало. Взять, к примеру, визит Нэнси Пелоси на Тайвань в этом месяце. Этот невообразимо глупый и легкомысленный поступок демонстрирует, что даже политики, которые занимают высокие посты, утратили всякую приверженность дипломатии. Видимо, её особо не волновал тот факт, что визит высокопоставленного чиновника в этот регион обязательно разозлит Китай – ту страну, которая представляет самый большой вызов безопасности США… Провокационная авантюра Пелоси не только обострила напряжённость в отношениях с Китаем в тот самый момент, когда США уже вовлечены в конфликт с Россией, но и показала бессилие американского президента».
Однако США – страна с немалыми ресурсами, ей проще преодолеть нынешний кризис даже при вялом «глобальном начальнике» в лице Джо Байдена. Европа в ином положении. Своих природных ресурсов у неё практически нет, в Европейском союзе разброд, из положения сателлитов Вашингтона выйти не удаётся. Европейская модель развития разбилась о реалии XXI века, пишет французская католическая газета La Croix. Эта газета, как и Spiked, считает, что корень зла – отсутствие сильных лидеров, способных действовать.
Место лидера в Старом Свете пытается занять канцлер ФРГ Олаф Шольц, но это ему плохо удается, отмечает The New York Times. Комментируя недавнее выступление Шольца в Праге, где канцлер объявил о планах Германии играть более выдающуюся роль в Европе, газета отмечает: «Попытка г-на Шольца изложить грандиозную перспективу потерпела неудачу, что говорит о его неспособности заполнить вакуум лидерства на жаждущем лидерства континенте…»
И совсем не по плечу роль «образцового европейского лидера» плейбою Макрону. Он толкает «идею глобализации», но «совершенно не дотягивает до уровня лидера», пишет Time. При Макроне «экономика страны не растёт, а противоречий в обществе становится больше». Можно сказать проще: как политик Макрон мал и несамостоятелен.
«Я не вижу среди политических деятелей Европы человека, которого можно назвать образцовым европейским лидером», – бросил Эрдоган, не скрывая презрения.
На отсутствие на Западе государственных деятелей в точном смысле этого слова указывают и ветераны мировой политики. Недавно вышла книга Генри Киссинджера "Лидерство: шесть исследований мировой стратегии" (Leadership: Six Studies in World Strategy). Автор, хорошо зная предмет, о котором говорит, отмечает отсутствие в мире здравого государственного управления, нехватку стратегических целей, недостаток интеллектуальной серьёзности у глав государств и правительств. Университеты, говорит Киссинджер, выпускают "активистов и специалистов", но не лидеров.
Европа рискует в ближайшие десятилетия стать "глиняной вазой среди железных сосудов", считает другой ветеран Сильвио Берлускони. А дальше он фантазирует: «В очередной раз, – пишет Берлускони в Giornale, – сожалею, что некоторые европейские лидеры бойкотировали мои попытки перетянуть Россию в западный лагерь [как будто такое возможно]... Россия изолирована от Запада, но Запад изолирован от всего остального мира». А последнее верно.
«Никогда ещё в Европе, – пишет болгарская газета «Труд», – не было такого сборища трагичных политических фигур: похоже …они на пути к тому, чтобы ликвидировать Европу окончательно».
Итог этому состоянию полураспада подводит сербская газета «Печат» в статье Филипа Живановича: «Перефразируя Курцио Малапарте, можно сказать, что европейская идея свободы превращается в синоним отчаяния. "Чума", которую после Неаполя 1943 года снова принесут в Европу американцы и которая распространится по Европе, поразит не тело, а душу и сведет весь смысл жизни европейского человека к борьбе за элементарное выживание. В своем великом историческом прошлом народы Европы боролись за то, чтобы не умереть, чтобы спасти собственную душу. Теперь европейцы вынуждены бороться за то, чтобы выжить и спасти собственную шкуру».