С 1 сентября в Европе закипели страсти по поводу заявленного Варшавой репарационного ультиматума Берлину. Лидер правящей партии «Право и справедливость» (ПИС) Ярослав Качиньский обнародовал доклад, приуроченный к 83-й годовщине начала Второй мировой войны. Тема доклада – ущерб, нанесенный Польше Германией за годы войны и оккупации, и требование к Берлину незамедлительно начать погашать этот ущерб.
Материальные потери Польши оценены в 797,4 миллиарда злотых, потери культурных ценностей – 19,3 миллиарда, потери польских банков – 89, 3 миллиарда, страховых компаний – 34,8 миллиарда злотых. Человеческие потери составили 5,2 миллиона убитыми; людей тоже оценили в злотых – примерно по миллиону злотых в расчете на одну убиенную душу. Итоговая сумма – 6 триллионов 220,6 миллиарда злотых, или 1,3 трлн долларов США.
Я многие годы наблюдаю за играми польских властей по репарационной теме. Так, в 2017 году специальная комиссия польского сейма по репарациям оценила нанесенный стране за годы Второй мировой войны ущерб от Германии в 48,8 млрд. долл. В марте 2018 года требуемую сумму выплат увеличили до 850 млрд. долл. Через три недели ее снизила до 543 млрд долл. В октябре 2018 года польские власти заявили, что пересчитают сумму репараций по новой методологии. Итак, суммы постоянно скачут, причем в разы.
Ярослав Качиньский не исключил, что итоговая сумма впоследствии может вырасти. Он сказал, что десятки стран мира получили компенсацию от Германии, а Польша не получила. Здесь явный намек на Израиль, который «доил» немцев на протяжении многих лет. Между тем Израиль – государство, которого в годы Второй мировой в природе не было. Соглашение между Германией (ФРГ) и Израилем о репарациях было подписано 10 сентября 1952 года и вступило в силу 27 марта 1953 г. (Люксембургское соглашение). Некоторые полагают, что созданием своей экономики Израиль больше обязан немецким репарациям, чем Вашингтону. В период действия Люксембургского соглашения, с 1953 по 1965 год, поставки в счет немецких репараций составляли от 12 до 20 % ежегодного импорта в Израиль. В дальнейшем выплаты со стороны Германии продолжались в порядке компенсации ущербов жертвам холокоста. Причем деньги переводились не в государственный бюджет Израиля, а на счета еврейских организаций, большинство из которых находятся не в Израиле, а в США. К 2008 году Германия выплатила в порядке компенсации ущербов Израилю и «жертвам холокоста» репарации на сумму свыше 60 млрд. евро (Катасонов В.Ю. Россия в мире репараций. – М.: Кислород, 2015, с. 103-104).
Германия заявляет, что вопрос по репарациям Польше был закрыт почти семьдесят лет назад. В 1953 году Варшава подписала документы, в которых был зафиксирован добровольный отказ Польши от получения репараций. К тому времени Западная Германия (ФРГ) перестала платить репарации и Советскому Союзу, и Польше, и другим государствам, входившим в социалистический блок. Сегодня Варшава заявляет, что ее отказ 1953 года был осуществлен под давлением Кремля, и она его не признает.
Германия также напоминает Польше, что в 1991 году Берлин выплатил Варшаве в рамках соглашения о добрососедстве сумму, эквивалентную 1,3 млрд евро. Варшава называет это «мелкой подачкой».
Поначалу наблюдатели квалифицировали заявление Ярослава Качиньского как начало подготовки к выборам осенью 2023 года. Мол, тема репараций призвана поднять престиж партии «Право и справедливость». Однако уже 4 сентября премьер-министр Матеуш Моравецкий заявил, что Польша дипломатической нотой пригласит Германию на переговоры о репарациях за ущерб, причиненный во время войны.
У многих возникает подозрение, что репарационная каша, которую заваривает Варшава, инициирована за пределами Польши и даже Европы. США более полугода назад подтолкнули Европу к санкционной войне против России. Сегодня эта санкционная война стала для Европы погибелью. Глубинное государство в Америке заинтересовано в ослаблении Европы, даже в создании там управляемого хаоса, а Варшава хорошо подходит на роль провокатора.
Репарационные требования Варшавы могут взорвать Европейский союз, и вашингтонские кураторы Польши выбрали подходящий момент. Экономика Германии в условиях санкционной войны подвергается двойным нагрузкам. Во-первых, ее зависимость от российских энергоносителей в ЕС одна из самых высоких; во втором квартале прирост ВВП в стране составил символическое значение в 0,1%. Во-вторых, Германия как европейский «локомотив» через бюджет и фонды ЕС должна поддерживать на плаву экономики других стран-членов ЕС, в том числе Польши.
Казалось бы, Варшава должна понимать это. Похожая ситуация в отношениях между Варшавой и Берлином уже возникала. И Берлину удалось тогда поставить Варшаву на место. Когда в начале века Польша заикнулась насчет того, что недополучила репараций от Германии, канцлер Герхард Шрёдер эффективно отреагировал на это. Варшаве напомнили, что после войны значительный кусок Германии отошел к Польше. Миллионы немцев в 1945 году были выселены с территории, которая стала польской. Перемещенные немцы и их потомки начали подавать в суды Германии иски с требованием вернуть им собственность (прежде всего недвижимость), оставшуюся на их родине (на юридическом языке это называется правом реституции). И немецкие суды выносили решения в пользу истцов. Было создано «Прусское общество за возврат собственности». Бывших немецких собственников оставленного в Польше имущества особенно вдохновляло то, что Польша в 1990-е годы одна из первых в Восточной Европе приняла законы о реституции собственности для поляков. Реституция осуществлялась как традиционным способом (возвращение имущества в натуре), так и финансовым (предоставление государством бывшим собственникам специальных ценных бумаг, которые могут использоваться для приобретения различных активов или превращаться в деньги). Важно подчеркнуть, что право реституции распространяется лишь на поляков, немцы никаких прав не получили.
Варшава сегодня провоцирует Берлин на то, чтобы тот вернулся к теме реституции немецкой собственности. Немцы могут напомнить полякам: после Второй мировой войны 114 267 квадратных километров исконно немецких земель отошли Польше. Если даже исходить из средней цены земли в Европе 10 евро за один квадратный метр, Берлин может выставить Варшаве счет, превышающий общую заявленную сумму репараций в 1,3 трлн долларов. И это без учета стоимость недвижимости, заводов и инфраструктуры, оставленным полякам в 1945 году. Счет будет далеко не в пользу Варшавы.
А там, глядишь, дойдет до пересмотра итогов Второй мировой войны, включая территориальные вопросы. У Вашингтона много «своих людей» в Германии, которым можно поручить это увлекательное дело.
Реанимация Варшавой темы репараций может разбудить и другие европейские государства. Например, Италию. В 2008 г. она направила иск в Международный суд в Гааге с требованием взыскать с Германии репарации времен Второй мировой войны. Иск был построен на первичных исках наследников тех граждан Италии, которых депортировали на принудительные работы в Германию в период с сентября 1943 по май 1945 года. Тогда Италия была оккупирована немцами после того, как разорвала пакт с Берлином и перешла на сторону союзников. Тот иск остался без удовлетворения.
Периодически тему репарационных требований к Германии поднимают и власти Греции, где даже создан Национальный совет по немецким военным репарациям, который до конца жизни возглавлял Манолис Глезос (Manolis Glezos). В марте 2014 года президент Греции Каролос Папульяс в очередной раз потребовал от Германии репараций за ущерб, нанесенный стране в годы войны. Греческая сторона выставил счет на 108 млрд. евро в качестве компенсации за разрушения и 54 млрд. евро за выданные Банком Греции займы нацистской Германии, которые, конечно, возвращены не были. Общая сумма репарационных требований Греции составила 162 млрд. евро.
Итак, Варшава снова выступает в Европе как гиена (выражение Черчилля) или как козёл-провокатор. Берлином дело не ограничится. У Варшавы есть наработки по расчетам «ущербов», которые ей нанесла «советская оккупация». Не удивлюсь, если скоро Варшава предъявит репарационные требования к Российской Федерации как правопреемнице СССР.