Утром 8 октября на Крымском мосту произошел подрыв.
«…Подрыв незаконно построенного моста через Керченский пролив был спецоперацией Службы безопасности Украины», – почти сразу сообщило агентство "Интерфакс-Украина". О том, что «Подрыв Крымского моста – спецоперация СБУ», написала и «Украинская правда». СБУ поместила в своем «Твиттере» издевательское сообщение: «Светает, Мост хорошо пылает; Соловей в Крыму СБУ встречает».
Советник офиса президента Украины М. Подоляк признал ответственность Украины за теракт на Крымском мосту: «Крым, мост, начало. Все незаконное должно быть разрушено, все оккупированное Россией должно быть уничтожено». А Алексей Арестович заявлял еще летом, 17 июля: «Как только появится первая техническая возможность, он [Крымский мост] тут же станет объектом [атаки]. Даже дискутировать не о чем. У нас технической возможности пока нет. Появится – сразу станет. У нас нет никаких сантиментов. Вообще никаких! Если есть ограничения от партнеров, потому что они видят общую картину, не бить по территории Российской Федерации – значит, не будем бить. У нас целей на территории Украины хватает. А Крымский мост проходит по территориальным водам Украины».
В течение дня 8 октября Вашингтон скорректировал версию Киева, и тот же Подоляк к вечеру объявил, что взрыв могли организовать… российские военные, чтобы «обвинить ФСБ в потере Юга».
На Западе и в прибалтийских протекторатах зазвучали злорадные отклики. Министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу приветствовал взрыв на Крымском мосту: «Эстония, безусловно, приветствует это и поздравляет украинские подразделения специального назначения, которые, вероятно, стоят за этой операцией». Депутат Сейма Польши от левых сил Роберт Бедронь назвал теракт на Крымском мосту «бальзамом на сердце», заявив: «Я рад, что контрнаступление Украины продолжается и разрушение моста через Крым – правильный подарок Путину на день рождения. Побольше бы таких "подарков"».
Британская Daily Mail дала глумливый заголовок к публикации о взрыве Крымского моста; агентство BBC, следуя британской традиции, поведало, что разрушение моста – «законный акт», поскольку по нему Россия перемещает оружие в южную Украину…
Созданная в тот же день 8 октября распоряжением М. Мишустина правительственная комиссия доложит свои выводы, но основных версий на данный момент две. Первая – наземная операция путём подрыва грузовика, везшего аммиачный груз, внутри которого было заложено взрывное устройство. Сам груз опасений не вызывал, это обычное удобрение, но эффективность взрыва аммиачной селитры составляет приблизительно 80% тротилового эквивалента, и полный грузовик мог послужить мощной бомбой.
Вторая версия заключается в том, что взрыв грузовика на полотне моста был вторичным и в определённой мере отвлекающим по отношению к основному подрыву снизу, из воды. По мнению специалистов, подводное минирование опор моста боевыми пловцами или беспилотными подводными аппаратами имеет однозначно иностранный след; список потенциальных диверсантов крайне узок ввиду высокой технологической сложности теракта. Версия подрыва снизу более правдоподобна, она объясняет оставшиеся почти невредимыми цистерны, автомобили и опоры освещения.
Достаточно взглянуть на карту железных дорог, чтобы увидеть, что Запорожская и Херсонская группировки ВС РФ снабжались по железной дороге из Крыма. Сейчас первая декада октября, приближаются холода. Организаторы теракта рассчитывали создать проблемы с переброской подкреплений, подвозом боекомплекта, питания, обмундирования. Остающаяся железная дорога из ДНР идёт с востока на запад на удалении 20-40 км от линии фронта, т. е. располагается в зоне поражения ствольной артиллерии.
Ещё до подрыва моста было известно, что киевский режим стянул к фронту в Запорожье больше оружия и личного состава ВСУ, чем за все время СВО. Цель – перерезать сухопутный коридор из Ростовской области РФ в Крым. «...Запорожская линия боевого соприкосновения курируется британцами. Ни одного действия военного характера, тем более ключевого, не происходит без одобрения британцев или без их команды. Ниже по статусу идут, как ни странно, американцы, затем канадцы, поляки, выходцы с Западной Украины, в том числе из Львова, Тернополя, Ивано-Франковска, и потом запорожцы», – заявил 6 октября член главного совета ВГА Запорожской области Владимир Рогов.
На фоне ожидаемой активизации наступления украинских войск (предполагают, что в направлении Бердянска) организаторы теракта предполагали создать проблемы со снабжением группировок ВС РФ и нанести имиджевый удар по России.
Теракт на Крымском мосту был организован в связке с другими ударами противника. 8 октября произошёл массированный обстрел Донецка, прежде всего микрорайона Мирный. Днём ранее, 7 октября, ВСУ впервые атаковали Калужскую область РФ. Губернатор области Владислав Шапша сообщил, что на военном аэродроме „Шайковка“ произошел взрыв беспилотника, «предположительно прилетевшего со стороны границы». По информации СМИ, украинский БПЛА взорвался над взлетно-посадочной полосой воинской части, когда атаковал авиабазу у поселка Шайковка в Калужской области. Оттуда до Москвы 270 км, до границы с Украиной около 200 км...
До этого украинским атакам подвергались лишь области РФ, приграничные с Украиной. Число нападений на российскую территорию в последнее время растёт, хотя не все они попадают в сводки. За короткий, менее суток, отрезок времени от атаки на Калужскую область до подрыва Крымского моста обстреляны, в т. ч. из минометов, населённые пункты Белгородской области: Тишанка, Красный Хутор, Журавлевка, Новостроевка Вторая, Нехотеевка, Щетиновка (ранение получил мирный житель). В селе Бирюч Валуйского городского округа в результате обстрела ранена мирная жительница, девушка 16 лет. В атакованном ВСУ поселке Волфинов Курской области разрушены несколько автомобилей и гражданских построек…
А накануне атаки под Калугой и на Крымском мосту прозвучали призывы Зеленского к «превентивным» ударам по России ядерным оружием. После чего в США повысили DEFCON EU (готовность американских Вооруженных сил в Европе) до 2-го уровня опасности. Такой уровень объявлялся во время Карибского кризиса 1962 года, а также в 1991 году при проведении операции «Буря в пустыне». Следующий и последний уровень – DEFCON 1 – означает максимальную боевую готовность в преддверии крупномасштабного конфликта.
…8 октября, когда был поражён Крымский мост, стало известно, что приказом министра обороны командующим группировкой войск в районе проведения специальной военной операции назначен 56-летний генерал армии, Герой России Сергей Суровикин.