О самоочищении армии. Из опыта союзников России

О самоочищении армии. Из опыта союзников России

Это была настоящая революция сверху...

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

14 октября 1806 года Великая армия Наполеона развеяла миф о непобедимости прусской армии в битве при Йене и Ауэрштедте, где две французские армии под командованием Наполеона (Йена) и Даву (Ауэрштедт) разгромили армии пруссаков во главе с князем Гогенлоэ и герцогом Брауншвейгским.

Разбитая прусская армия бежала. Причины поражения пруссаков состояли в небоеспособности их армии, которая была построена на палочной дисциплине, придерживалась устарелой линейной тактики и была руководима бездарными генералами.

До начала боевых действий в правящих верхах Пруссии были уверены, что их армия как хранительница заветов Фридриха Великого непобедима, но разгром при Йене – Ауэрштедте поверг пруссаков в уныние.

8 ноября генерал Фриц фон Клейст без боя сдал первоклассную крепость Магдебург с гарнизоном 25 тысяч человек 18-тысячному корпусу маршала Нея. С 15 октября по 5 января 1807 года французам сдались крепости Эрфурт, Шпандау, Штеттин, Кюстрин, Ченстохов, Гамельн, форт Плассенбург, Глогау и Бреслау.

Самой громкой была капитуляции пятитысячного гарнизона крепости Штеттин во главе с генерал-лейтенантом Фридрихом фон Ромбергом бригаде легкой кавалерии в 800 сабель французского генерала Лассаля.

Чуть ли не единственным примером упорного сопротивления была осада крепости Кольберг, которой руководил будущий реформатор прусской армии майор Август фон Гнейзенау. Французам так и не удалось взять Кольберг, осада которого была снята после подписания Тильзитского мира.

Никто не знал, однако, как страна сможет дальше сопротивляться военной машине Наполеона. И тогда по инициативе группы армейских реформаторов король Пруссии в июле 1807 года сформировал Военную реорганизационную комиссию, поставив перед ней задачу создать новую сильную армию, структура и характер которой соответствовали бы требованиям времени.

В состав Военной комиссии вошли генерал-майор Герхард фон Шарнхорст (председатель комиссии), подполковник Август Нейдхардт фон Гнейзенау, майор Герман фон Бойен, майор Карл фон Грольман и ставший в будущем знаменитым военным теоретиком штабс-капитан Карл фон Клаузевиц.

Выходец из семьи простого унтер-офицера Герхард фон Шарнхорст сделал блестящую карьеру в армии благодаря упорству в изучении военной теории и храбрости в боях. Изданный в 1801 году его «Справочник артиллериста» был переведен на русский и французский языки и сделал Шарнхорста известным. Вскоре после его назначения председателем Военной реорганизационной комиссии Шарнхорст был назначен королем военным министром и начальником Генерального штаба.

В задачи комиссии, которую он возглавил, входило устранение из армии «недостойных элементов» и создание боеспособных войск. Шарнхорст положил начало беспрецедентному в военной истории самоочищению офицерского корпуса. Было рассмотрено поведение всего высшего офицерского состава во время войны. Часть офицеров была подвергнута дисциплинарным взысканиям, некоторых уволили из армии, другие по приговору суда были направлены отбывать сроки наказания в крепости.

По представлению Шарнхорста король Фридрих Вильгельм III издал рескрипт Ortelsburger Publicandum, в котором предал гласности имена высших офицеров, осужденных за капитуляцию без боя в ходе войны с Наполеоном.

Прусский военный трибунал приговорил сдавшего крепость Штеттин генерала Ромберга к пожизненному заключению, но Ромбергу не пришлось отбывать наказание: он не вынес позора, тяжело заболел и умер. Заместители Ромберга, генералы Кнобельсдорф и Раух, которые не возражали против капитуляции, были с позором уволены со службы. Были уволены также все офицеры корпуса Гогенлоэ, прибывшие в Штеттин после разгрома под Йеной и сдавшиеся неприятелю вместе с гарнизоном крепости. Были уволены без почестей сдавшие Магдебург генерал фон Клейст и полковник дю Троссель. Такое же наказание постигло коменданта Эрфурта майора фон Прюшенка, коменданта Шпандау майора фон Бенкендорфа, коменданта Кюстрина полковника фон Ингерслебена.

В своем рескрипте король указал, что впредь дезертиры и капитулянты всех чинов и званий будут расстреливаться.

«Кроме того, Его Королевское Величество оставляет за собой право призвать к ответу всех тех генералов, высших и низших офицеров, в том числе чиновников, поведение которых было сомнительным или которые, в глазах армии (!), иным образом были виновны в чем-либо, противоречащем их обязанностям. Если в указанных выше случаях при ближайшем рассмотрении возникнут особо тяжкие обстоятельства, то это предварительное решение будет соответствующим образом ужесточено»,

– говорилось в королевском указе.

Помимо наказания трусов, Шарнхорст разработал программу реформирования армии, которая предусматривала отмену телесных наказаний. Назначив Клаузевица начальником своей канцелярии, Шарнхорст сосредоточился на создании дееспособного Генерального штаба, а затем – на образовательной деятельности. Созданные им три военные школы выпускали высококлассных офицеров, в Берлине была открыта Военная академия.

После безвременной смерти Шарнхорста ему наследовал Гнейзенау, создавший эффективную систему руководства армией, которую впоследствии во многом перенял реформатор армии Веймарской республики генерал фон Сект. Гнейзенау разработал ряд директив, которые давали возможность офицерам любого уровня проявлять личную инициативу, быстро ориентироваться в любой обстановке, не быть слепыми исполнителями приказов вышестоящего командования.

В армии были отменены физические наказания. Любому, независимо от происхождения, стало доступно продвижение по карьерной лестнице. Шарнхорст и Гнейзенау реформировали слабую и отсталую прусскую артиллерию. Впервые в военной истории в армии появились снайперские группы. Начался набор в добровольческие отряды, где молодежь могла изучать военное дело, что привлекло неожиданно много людей.

Созданная Гнейзенау школа военной мысли оказала большое влияние на развитие союзнической русской армии. Уже при Екатерине II приобрел серьезное значение Генеральный штаб русской армии, в котором было немало обучавшихся в прусской военной академии офицеров немецкого происхождения. В ходе наполеоновских войн прошедшие обучение в Пруссии офицеры сражались в русской армии: полковник Хофман, начальник штаба князя Вюртембергского; полковник фон Лютцов, начальник штаба кавалерийского корпуса графа Палена. Клаузевиц, не зная русского языка, не мог занимать командные должности и сражался рядовым с саблей в руках, в том числе при Бородине.

Шарнхорст и Гнейзенау провели одну из самых эффективных в истории военных реформ. Это была настоящая революция сверху, благодаря которой Пруссия избежала исчезновения с карты мира.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться