Премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев могут встретиться в Москве или в Сочи для проведения трехсторонних переговоров с участием Владимира Путина, сообщили дипломатические источники издания газеты «Ведомости». В качестве вероятной даты упоминается 31 октября – двумя неделями ранее именно в этот день Пашинян предложил провести в Брюсселе очередное заседание армяно-азербайджанских комиссий по делимитации границы и приграничной безопасности.
В армянской прессе тиражируется точка зрения о том, что встреча на российской территории может носить формально-церемониальный и чисто протокольный характер, в то время как содержательные переговоры ведутся в Брюсселе, Вашингтоне и в Праге.
10 октября, через две недели после встречи секретаря Совета Безопасности Армении Армена Григоряна и помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева при посредничестве советника Байдена по национальной безопасности, в одном из российских телаграм-каналов появился конфиденциальный документ, якобы обсуждавшийся 27 сентября в Вашингтоне и 6 октября в Праге Пашиняном, Алиевым и Эрдоганом. Подлинность бумаги под заголовком «Обязательства Сторон на трехсторонних переговорах Вашингтон, округ Колумбия 27 сентября 2022 года» в Ереване не подтвердили, но и не опровергли, тем не менее у армянских экспертов мало сомнений в её подлинности. Согласно документу, «министры иностранных дел сторон начнут ограниченные по срокам переговоры по подготовке и окончанию текста мирного договора к концу календарного года». В те же сроки «параллельно с переговорами относительно мирного договора, представители комитета по делимитации должны завершить делимитацию армяно-азербайджанской границы». Далее: «Правительство Азербайджана назначит представителя для работы с аналогичным представителем армянской этнической общины Нагорного Карабаха и проведёт обсуждение прав и безопасности жителей Нагорного Карабаха. Представители обеспечат прозрачность обсуждений международному сообществу. Стороны так же будут совместно обсуждать роль международных наблюдателей без ущерба для суверенитета Азербайджана, а также для обеспечения защиты группы меньшинств в Нагорном Карабахе». Стороны обязываются «продолжать участвовать в обсуждениях по установлению маршрута обеспечения наземной связи Азербайджана с Нахичеваном, включая взаимный доступ для Армении через территорию Азербайджана». В качестве организаторов переговорного процесса, американцы ожидают его завершения к концу текущего года, предлагая «оперативно оказать техническую помощь по разблокированию транспортных связей, делимитации границ и разминирования территорий».
Активное вовлечение режима Пашиняна в переговорные форматы под эгидой Вашингтона и Брюсселя, предполагающие безоговорочную сдачу Нагорного Карабаха и минимизацию сотрудничества с Россией, камуфлируются активной пропагандистской кампанией, призванной переложить на Россию ответственность за неутешительное состояние, в котором оказалась Армения после «бархатной революции» и проигранной войны. Характерный пример – появление в начале октября в газете «Айкакан Жаманак», главным редактором которой является жена «варчапета» Анна Акопян, претенциозного опуса под названием «Чего хочет Россия? К сведению Католикоса всех армян, трех президентов и экспертного сообщества» с рядом абсурдных домыслов. «Желания России в нашем регионе вписываются в цепь ее глобальных устремлений, а Армения и Арцах (Нагорный Карабах) являются одним из звеньев этой цепи её желаний», – берут «с места в карьер» авторы редакционного материала, утверждая, что «Россия хочет от Армении почти того же, что и от Украины, в частности, чтобы она стала частью Союзного государства “Россия-Беларусь” или России. Если в случае с Украиной для достижения такого результата РФ использует российские и, возможно, белорусские войска, то в случае с Арменией она использует ВС Азербайджана и в какой-то мере дислоцированные в Армении российские войска». При этом обходятся стороной факты целенаправленного развала ключевых структур обеспечения национальной безопасности командой дорвавшихся в 2018 году до власти «бархатных революционеров» (включая торпедирование переговорного процесса в рамках Минской группы ОБСЕ, что открыло дорогу к военным действиям), за исключением разве что манипулирования общественным мнением и брутальной полицейщины, призванной оградить благоденствие привыкшей к разгульному образу жизни «демократической власти» от народа.
Едва ли является секретом явное недовольство авторов «спланированного поражения» в 44-дневной войне размещением в Нагорном Карабахе российского миротворческого контингента, что не позволило Баку и Анкаре захватить Степанакерт, Аскеран, Мардакерт и остальные районы бывшей НКАО, которых уже тогда, в ноябре 2020 года, постигла бы судьба Гадрута и Шуши. Отсюда и попытки представить Россию в качестве стороны, заинтересованной в поддержании конфликтного очага. Разумеется, в случае подписания мирного договора под эгидой западных партнёров присутствие российских миротворцев в крае со временем перестанет носить какой-либо смысл, а их вывод станет лишь вопросом времени. Затем с неизбежностью аналогичная судьба постигнет российских пограничников и 102-ю базу в Гюмри, особенно по мере того, как армяно-турецкий переговорный процесс будет развиваться (уже развивается) в «логике» Турции и поддерживаемого ею Азербайджана. Сразу после подписания между Ереваном и Баку мирного договора сухопутная, воздушная и железнодорожная блокада Армении будет снята, заявил в Праге Эрдоган после переговоров с Пашиняном.
…Вообще, фразеологизм «логика», фигурирующий в опубликованном «Айкакан Жаманак» опусе, с лихвой выдаёт стиль базарно-бульварного журналюги, отпетого манипулятора, способного лишь разрушать. В полной мере это касается и причитаний по поводу мифических намерений России организовать «сдачу южных районов [Армении] Азербайджану, чтобы освободить железнодорожное сообщение и автотрассу Ордубад – Мегри – Горадиз от препятствий». Напомним, согласно подписанному Пашиняном трёхстороннему заявлению от 10 ноября 2020 года, «разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России». «Почему РФ и возможно даже Иран хотят, чтобы контроль над открывающимися коммуникациями был у российских спецслужб?» – задаётся вопросом политолог Бениамин Матевосян и отвечает: «Коммуникации ещё не открыты, а официальный Ереван уже ввёл в регион наблюдателей от ЕС и ОБСЕ. У союзников Армении нет уверенности в том, что в случае с открывающимися железной дорогой и автотрассой "неожиданно" не возникнет ситуация, при которой "для предотвращения инцидентов при грузоперевозках" официальный Ереван запросит помощи у ЕС, ООН или НАТО и "вдруг" сложится ситуация, при которой формально суверенные армянские пути сообщения будут под контролем внерегиональных игроков». Добавим к этому, что альтернативой российским пограничникам рано или поздно станут азербайджанские и турецкие военнослужащие, под прикрытием которых в Сюник начнут возвращаться «беженцы», будут двигаться границы и т. д. Похоже, кое для кого в Ереване, как и сто лет назад, данный вариант выглядит предпочтительным: «Все понимают, что сегодня значительную часть границ Армении защищают русские, у Армении просто нет такой возможности, как в плане вооружения, так и личного состава, и если Никол Пашинян думает, что мы будем застрахованы от провокаций Азербайджана и Турции после "мирного договора", то глубоко ошибается», – отмечает оппозиционное издание Yerevan Today.
Умилительную солидарность с пашиняновским агитационным листком проявил недавно президент Франции Макрон, обвинивший российскую сторону ни много ни мало в целенаправленном провоцировании недавних столкновений между Арменией и Азербайджаном с целью дестабилизации ситуации в Кавказском регионе и за его пределами: «Что происходит на границе последние два года... 5000 российских солдат якобы охраняют границу… русские воспользовались этим конфликтом, который насчитывал несколько столетий, сыграли в пользу Азербайджана при соучастии Турции и вернулись к тому, что ослабить Армению, с которой раньше были близки». По результатам переговоров в Праге в приграничные районы Армении отправлена немногочисленная европейская наблюдательская миссия, призванная, видимо, провести рекогносцировку на местности (соответствующее предложение вносилось еще в июне 2021 года министрами иностранных дел Литвы, Австрии и Молдовы). В ходе своего упомянутого выше вояжа за океан выходец из структур Дж. Сороса заведующий нынче национальной безопасностью и являющийся одним из ключевых участников переговорного процесса побывал и в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли. По времени это практически совпало с информацией о десантировании в Ереване 30 американских «рыцарей плаща и кинжала» под прикрытием. Высказывается предположение, что основная их цель – «подготовить зачистку пророссийских групп в Армении, которых и так не особо много, кроме того – взять под особый контроль платёжную систему Армении и банковские операции с картами, которые активно получают граждане Российской Федерации». Одновременно стало известно о выделении на антироссийскую пропаганду очередных 15 миллионов долларов.
Уже в ближайшее время в Армении может быть развёрнут очередной виток антироссийской истерии, предполагает газета «Паст». Скандальный запрет въезда в страну депутату Государственной Думы РФ Константину Затулину следует рассматривать в более широком контексте курса действующей армянской власти, целенаправленно формирующей антироссийский информационный мейнстрим и пытающейся блокировать под аплодисменты западных партнёров любые альтернативные точки зрения на происходящее в стране и вокруг неё. Как пишет телеграм-канал Togarma, «уже два года появляется информация о запрете на въезд в Армению различных армянских публичных деятелей, в том числе видных из европейской диаспоры. У всех находят некие антиармянские действия, а по факту выходит одна причина – критика Пашиняна и армянских властей. По сути, Пашинян превращает Армению в какой-то личный офис, в который он сам регламентирует вход, исходя из личных интересов». Если же иметь в виду, кто будет в этом «офисе» подлинным распорядителем, можно уверенно предположить, что речь идёт о крайне опасной тенденции, способной подвести армянскую государственность к окончательному краху.