В конце октября этого года администрация Байдена опубликовала рассекреченную версию Обзора ядерной политики (ОЯП). Как указано в публикации, размещенной на сайте Федерации американских ученых, «с точки зрения контроля над вооружениями и снижения рисков документ вызывает разочарование: предыдущие усилия по сокращению ядерных арсеналов и роли, которую играет ядерное оружие, были сведены на нет возобновившейся стратегической конкуренцией за рубежом и противодействием со стороны военных ястребов внутри страны».
Авторы документа считают, что угрозу для США с точки зрения возможного применения ядерного оружия представляют Россия, Китай и Северная Корея. При этом ни слова не говорится об Израиле, который имеет ядерные боеголовки в неуточнённом количестве и не подписал Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Что касается Китая, то отмечена «вероятность обладать им по меньшей мере 1000 доставляемыми боеголовками к концу десятилетия». Говорится о возможности «использования Китаем ядерного оружие в принудительных целях, включая военные провокации против США, их союзников и партнеров в регионе».
Про Россию сказано, что она диверсифицирует свой арсенал и рассматривает ядерное оружие как «щит, за которым можно вести неоправданную агрессию против соседей». Есть ссылка на то, что в 2021 году разведка Пентагона пришла к выводу, что Россия, «вероятно, обладает 1000-2000 нестратегическими ядерными боеголовками», хотя Госдепартамент и заявил в апреле 2022 года, что сюда включено списанное оружие, ожидающее демонтажа.
Отмечено также, что «Россия разрабатывает несколько новых систем с ядерным потенциалом», предназначенных для того, чтобы подвергать риску США или их союзников и партнеров». Отмечено, что Россия и США согласны в оценках по поводу того, что новая российская МБР «Сармат» и гиперзвуковая планирующая ракета «Авангард» подпадают под действие договора о СНВ, но не сходятся в том, как относиться к разработке Россией крылатой ракеты с ядерным двигателем «Буревестник», баллистической ракеты воздушного базирования «Кинжал» и ядерной торпеды «Статус-6 Посейдон».
По поводу КНДР американцы, как обычно, испытывают беспокойство. Якобы Пхеньян рассматривает Америку как возможную цель для удара. В ОЯП говорится: «Любая ядерная атака Северной Кореи против Соединенных Штатов или их союзников и партнеров неприемлема и приведет к падению этого режима. Не существует какого-либо сценария, при котором режим Кима мог бы применить ядерное оружие и выжить».
Что касается американского ядерного оружия, то в документе говорится о снятии с эксплуатации мегатонной гравитационной бомбы B83-1 и о том, что что «администрация решительно выступает против продолжения финансирования ядерной крылатой ракеты морского базирования SLCM-N и связанной с ней боеголовки». Считается, что дальнейшие инвестиции в разработку SLCM-N отвлекли бы ресурсы от других задач.
В ОЯП описаны возможности, которые, по мнению американских военных стратегов, обеспечивают сдерживание России и Китая. Оно основано на W76-2 (боеголовке малой мощности для баллистической ракеты подводного базирования Trident II D5), стратегических бомбардировщиках глобального базирования, крылатых ракетах воздушного базирования и истребителях двойного назначения F-35A, оснащённых новой ядерной бомбой В61-12.
Выход в свет такого документа, как ОЯП, совпал с решением США о развертывании в Европе нового ядерного оружия B61-12. Ранее запланированные на весну 2023 года первые гравитационные бомбы теперь будут доставлены на базы в Германии, Нидерланды, Бельгии, Италии и Турции уже в декабре. При этом Белый дом поспешил подчеркнуть, что программа модернизации и недавние ядерные учения «Стойкий полдень» запланированы годами раньше и не являются ответом на действия России, хотя эти учения противоречивы даже в контексте союзнических отношений стран НАТО: в ходе учений США устанавливают ядерные устройства на истребители отдельных неядерных стран НАТО и обучают пилотов нанесению ядерного удара американскими ядерными бомбами. При этом США как участник ДНЯО взяли обязательство не передавать ядерное оружие другим странам, а неядерные страны в рамках соглашения о совместном использовании обещали не получать ядерное оружие от государств, обладающих ядерным оружием. Передача американского ядерного оружия другим странам прямо нарушает дух договора.
Так, появление в Австралии (на авиабазе Тиндаль, в 300 км к югу от Дарвина) стратегических бомбардировщиков B-52, способных нести ядерное оружие, выглядит намеренной провокацией. Китай в ответ на это заявил, что «соответствующее поведение США… серьезно подорвало мир и стабильность в регионе, и может спровоцировать гонку вооружений; Китай призывает заинтересованные стороны отказаться от устаревшего менталитета холодной войны, от игр с нулевой суммой и узколобого геополитического мышления».
Настораживает в ОЯП и указание на интеграцию ядерных и конвенциональных вооруженных сил Пентагона.
На сайте Ассоциации по контролю за вооружениями справедливо отмечается, что США могли бы указать, что применят ядерное оружие исключительно в случае «экзистенциальной атаки» против Америки или её союзников. А поскольку такого указания нет, возникают вопросы. Может ли кибератака или нападение с применением химического оружия когда-либо угрожать существованию союзника? Будут ли атаки считаться «экзистенциальными», если союзники США после нападения остались невредимыми, но могут подвергнуться последующим атакам? Ответы возникают самые различные, а отсутствие точной формулировки умножает двусмысленность.
И администрация США продолжает в духе двусмысленности голословно обвинять Россию в намерении применить ядерное оружие на Украине, допуская угрозы в адрес Москвы. Тем временем размещение американского ядерного оружия в Европе и появление стратегических бомбардировщиков США в Австралии подтверждают худшие предположения в отношении намерений Вашингтона.
Фото: REUTERS/Jonathan Ernst