Россия осуществляет тесную координацию с Арменией и Азербайджаном по вопросу подготовки мирного договора, заявила в ходе еженедельного брифинга официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. При активном участии России предпринимаются последовательные усилия и дальнейшие шаги по укреплению доверия между народами двух стран: «В соответствии с решением лидеров от 26 ноября 2021 года приступила к работе двусторонняя комиссия по делимитации армяно-азербайджанской границы с ее последующей демаркацией при консультативном содействии России. Деятельность данного механизма имеет критическое значение с точки зрения стабилизации обстановки на границе между Арменией и Азербайджаном. При активном участии нашей страны предпринимаются последовательные шаги по укреплению доверия между народами двух стран в части развития диалога между представителями общественности, экспертных кругов и парламентариями. Россия продолжит оказывать все необходимое содействие Баку и Еревану в интересах мира, стабильности и процветания на Южном Кавказе».
9 ноября состоялся очередной телефонный разговор Владимира Путина и Никола Пашиняна, обсудивших намеченный на 23 ноября саммит ОДКБ с участием президента России, а также реализацию сочинских договоренностей. Два года назад президенты России, Азербайджана и премьер-министр Армении подписали совместное заявление о прекращении огня в зоне нагорно-карабахского конфликта. Совместная работа по разблокировке коммуникаций продолжится в рамках комиссии под председательством вице-премьеров трёх стран, в соответствии с заявлением лидеров России, Азербайджана и Армении от 11 января 2021 года.
В соответствии с двусторонними договорами и соглашениями, а также в рамках более широких усилий Россия оказывает Армении политическую, экономическую и гуманитарную помощь. На системной основе оказывает финансовую поддержку инициативам структур ООН, направленным на всестороннее развитие Армении. При финансовой поддержке России в кавказской стране реализуются различные проекты, получателями помощи по которым становятся разные социальные группы и даже целые отрасли экономики республики. В июне 2021 года правительство России приняло решение профинансировать проект Программы развития ООН (ПРООН) по оказанию содействия наиболее пострадавшим регионам Республики Армения в постконфликтном восстановлении. С этой целью из бюджета выделено 3,2 миллиона долларов. Общий объем содействия в реализации проектов в области здравоохранения, образования, социально-экономического развития (в том числе сельских и приграничных районов), повышения конкурентоспособности армянской промышленности, защиты окружающей среды, борьбы со стихийными бедствиями, энергоэффективности с 2010 года составил около 70 миллионов долларов.
По данным российского торгпредства в Армении, за первое полугодие 2022 года двусторонний товарооборот составил два миллиарда долларов, превысив аналогичные показатели 2021 года почти на 50%. Экспорт из России в Армению за указанный период составил 1,4 миллиарда долларов (рост на 40,5%), в то время как импорт в Россию из Армении возрос на 66,3%, составив 0,6 млрд. долл. Как следует из данных Евразийского банка развития, доля торговли со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в товарообороте Армении в январе-августе 2022 года выросла до 35,5%.
Российские инвестиции в экономику республики превышают 2,1 млрд. долл., или 40% совокупных иностранных капиталовложений, из которых прямые инвестиции, обеспечивающие рабочие места, составили 1,7 млрд. долл., или 41,7% от общей доли. Основной объем капиталовложений направлен в такие отрасли, как энергетика, банки, металлургия, строительство, связь. Более четверти компаний с участием иностранного капитала в Армении составляют предприятия с российским капиталом. Только по итогам первого полугодия 2022 года объем прямых российских инвестиций в Армению составил 141 миллион долларов. По словам заместителя министра экономического развития РФ Дмитрия Вольвача, пакет инвестиционных проектов российского бизнеса в Армении оценивается в один миллиард долларов.
В Армении представлены крупнейшие российские компании, такие как «Газпром», «Росатом», «РЖД», «РУСАЛ», «Банк ВТБ», «Вымпелком» и др. Объем инвестиций только «Газпрома» в экономику Армении, включая завершение строительства и модернизации 5-го энергоблока Разданской ТЭС и также участие в строительстве газопровода в Иран, превышает 800 миллионов долларов. Неоценимое значение для энергетической безопасности Республики Армения имеют программы модернизации Армянской АЭС при содействии «Росатома».
По состоянию на начало апреля, на постконфликтное восстановление в Нагорном Карабахе и содействие пострадавшим в ходе вооружённого конфликта российской стороной направлено около 15 млн. долл. Оставаясь по факту единственным гарантом безопасности местного армянского населения, миротворцы реализуют гуманитарные программы в различных районах непризнанной республики.
Будучи два года назад не в состоянии противопоставить что-либо конструктивное усилиям России по прекращению военных действий, Вашингтон и Брюссель пытаются активно перехватить повестку армяно-азербайджанского урегулирования. Действующие армянские власти пытаются активно маневрировать, подспудно, через подконтрольные СМИ, пытаясь именно на российскую сторону возложить ответственность за собственные провалы последних нескольких лет, приведшие к печальным последствиям. Впрочем, вероятно, что для определённых сил, представленных в нынешнем армянском руководстве, речь идёт вовсе не о провалах, а напротив – о последовательной линии, приведшей к существенным изменениям в региональной расстановке сил.
Москва традиционно уделяла внимание стабильности на кавказском направлении и поддерживала армянских друзей в обеспечении безопасности армянского народа, заявил президент России в ходе недавнего Совета коллективной безопасности ОДКБ, собранного по инициативе армянской стороны. Россия «не может оставаться в стороне от проблем и противоречий между близкими для нее государствами и готова способствовать их мирному разрешению».
Россия поддержит «любой выбор армянского народа», подчеркнул Владимир Путин в ходе недавнего заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай». В то же время, как нам представляется, гипотетическая «эра мира» по сценарию Вашингтона, Брюсселя и Анкары может привести к дальнейшей эрозии двусторонних российско-армянских отношений.
Фото: kremlin.ru