Первая половина ноября ознаменовалась целым рядом тревожных новостей, связанных с обострением активности НАТО на Крайнем Севере. США дали понять, что готовы заявить России территориальные претензии в Арктике, т. к., по мнению Вашингтона, остров Врангеля в Северном Ледовитом не должен принадлежать РФ. Якобы он входит в границы США, а Россия удерживает эту территорию с 1924 года. На острове располагается российская военная база, которая может представлять угрозу для «американского суверенитета». Американские СМИ пишут, что это повод забрать остров обратно.
Госдеп США уже одобрил поставку Финляндии в рамках программы «Иностранные военные продажи» партии управляемых реактивных боеприпасов GMLRS (Guided Multiple Launch Rocket System) для РСЗО MLRS и сопутствующего оборудования. А руководитель аппарата премьер-министра Венгрии Гергей Гуйяш заявил, что венгерский парламент обсудит ратификацию вступления Финляндии и Швеции в НАТО на своей осенней сессии (не позднее 7 декабря). Чиновник подчеркнул: «Финляндия и Швеция — наши союзники, и они могут рассчитывать на нас».
Все это происходило на фоне информации о том, что Хельсинки разрешит разместить на границе с Россией ядерное оружие, если финская заявка на вступление в НАТО будет одобрена. Вслед за Финляндией о готовности разместить ядерное оружие заявила и Швеция.
При этом премьер Финляндии Санна Марин и глава Вооруженных сил Швеции Микаэль Байден сообщили, что их страны после присоединения к альянсу не будут отказываться от размещения ядерного оружия и баз НАТО на своей территории.
Несмотря на то, что Турция заблокировала на данный момент устремления к немедленному вступлению в НАТО горячих скандинавских парней, последние усиленно перевооружаются. Финляндия закупает у США 2400 высокоточных управляемых ракет GMLRS. Это те самые ракеты, которыми сегодня натовские HIMARS стреляют по русским с территории Украины – по 6 штук. С территории Финляндии теперь можно будет сделать более 400 таких полных залпов. К 2025-2026 годам армия Финляндии будет иметь при 40 РСЗО от 2400 до 2800 и более высокоточных управляемых ракет GMLRS.
Зачем финнам эти ракеты, догадаться несложно. С принятием Финляндии в состав альянса НАТО получает полное право размещать свои контингенты в непосредственной близости от Санкт-Петербурга. О том, что «армия Финляндии ведет себя так, будто готовится к войне с Россией», заокеанские СМИ открыто пишут по меньшей мере с середины прошлого десятилетия.
Происходит это на фоне заявлений руководства Совета безопасности России о росте влияния в Карелии финских реваншистских и националистических организаций. Особенно это касается просепаратистских структур типа “ПроКарелия” и “Великая Финляндия”.
Их активисты уже более десятка лет разрабатывают процедуры признания «нелегитимности нынешней границы». Причем не только на юге, но и на севере от Финляндии. Одним из последствий вступления Финляндии и Швеции в НАТО станет удвоение протяжённости границы РФ с НАТО — с 1213 километров до 2550 км. Балтийское море фактически превратится во внутреннее море НАТО с небольшими российскими отрезками побережья вокруг Санкт-Петербурга и Калининграда.
Кроме того, Финляндия и Швеция — члены Арктического совета, так что присутствие армейских структур НАТО в Арктике резко увеличится. Да и армия США с начала лета формирует на базе 11-й воздушно-десантной дивизии специальную десантную дивизию Arctic Angels. В последние дни американцы, похоже, и вовсе перестали чего-либо стесняться, отработав 9 ноября ракетный удар по России из Арктики и испытав впервые в непосредственной близости от границ РФ систему запуска крылатых ракет Rapid Dragon.
Вхождение Финляндии и Швеции в НАТО приведет к тому, что пространство для диалога в Арктике сузится, а напряжение вокруг спорных арктических вопросов станет нарастать. В начале июля Запад продемонстрировал стремление выдавить Россию со Шпицбергена для последующего размещения там вооружений, позволяющих контролировать западные ворота Арктики. (Сейчас размещение на Шпицбергене военных объектов запрещено).
Текущая геополитическая ситуация формирует своеобразный парадокс Финляндии и арктических государств Скандинавии. С одной стороны, их национальные интересы по-прежнему не предполагают жесткой конфронтации с Россией. С другой стороны, вероятность такого варианта развития событий повышается.
В конце августа генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг пообещал усилить присутствие западного военного блока в Арктическом регионе. Столтенберг заявил, что НАТО обеспокоена арктическим сотрудничеством России и Китая и в НАТО считают Крайний Север важным для обеспечения евроатлантической безопасности.
В свою очередь МИД России ещё весной заявлял, что Арктика превращается в интернациональный театр военных действий. Комментируя вопрос вступления Финляндии и Швеции в НАТО, посол по особым поручениям МИД России, председатель Комитета старших должностных лиц Арктического совета Николай Корчунов подчеркнул 22 мая: «Это, конечно, очень тревожная тенденция – превращение Арктического региона в интернациональный театр военных действий. Нас это не может не беспокоить…»
В России неоднократно отмечали, что НАТО нацелена на конфронтацию. Здесь ничего не меняется. Президент РФ Владимир Путин в беседе с финским коллегой Саули Ниинистё подчеркивал, что отказ от традиционной политики военного нейтралитета будет ошибкой финской стороны, ибо никаких угроз безопасности Финляндии со стороны России не существует.
Фото: REUTERS/Stoyan Nenov