Об эффективности российских ударов по электроэнергетическим объектам Украины споры ведутся с момента первого удара 10 октября. Официально Зеленский заявляет, что «оккупанты повредили уже около 50% украинской энергетической инфраструктуры», без света сидят 10 млн украинцев. На недавней встрече с британским премьером Риши Сунаком украинский президент заявил о «проявлении очень циничной российской антиевропейской политики, античеловеческой политики».
Министр энергетики Украины Герман Галущенко тоже изрядно сгустил краски. По его словам, ситуация с энергоснабжением на Украине сейчас критическая, а атака 15 ноября была самой масштабной и «может повлиять не только на энергетическую систему Украины, но и на энергетические системы некоторых наших соседей» (что, собственно, и произошло в Молдавии).
Естественно, находящиеся у власти продюсеры украинского представления вовсю используют возникающие проблемы для раздувания антироссийских настроений и попрошайничества на Западе.
Неспроста заговорили о необходимости эвакуации населения Киева. Глава энергокомпании «Укрэнерго» Владислав Кудрицкий призвал граждан готовиться к наихудшему сценарию. Одновременно пропаганда уверяет, что «весь мир сейчас с двойным восторгом смотрит на мужественную Украину» и украинцы, привыкшие к голодоморам, а также имеющие «бабушкину хатынку в селе», спокойно перенесут холода и отсутствие электричества в естественных для себя хуторянских условиях. Не зря в последние дни мэры городов стали призывать своих жителей покидать уютные многоэтажки с ваннами и вайфаем и «возвращаться к украинским корням» – в сельские мазанки с печами и лучинами.
Тимченко: "Уезжайте, если можете, чтобы экономить энергию"
Между тем глава ДТЭК Максим Тимченко сообщил 19 ноября, что украинцы должны быть готовы покинуть страну до наступления зимы. То есть граждан, по сути, выставляют из страны, дабы избавиться от потребителей электричества, которое Тимченко предлагает использовать для госпиталей с ранеными вэсэушниками. Это притом, что границы Украины закрыты для выезда мужчин и ряда категорий женщин.
Исторические параллели. Кто экономит энергию, тот помогает вермахту
И все же чиновники-энергетики заявляют о том, что блэкаут на Украине маловероятен. 19 ноября в эфире телемарафона исполнительный директор ДТЭК Дмитрий Сахарук заявил, что ситуация «слишком сложная», но блэкаут – это «мечта оккупантов», которую они не могут реализовать более месяца. Теоретически Сахарук допускает возможность блэкаута «вследствие значительного разрушения как генерации, так и подстанций, но если вовремя будет происходить ремонт сетей после обстрела, то вероятность такого сценария будет низкой». Чиновник признал серьезные повреждения 6 электростанций, для восстановления которых необходимо 900 элементов оборудования, а для того, чтобы восстановить сети, – 9 тысяч элементов оборудования.
Директор Центра исследований энергетики Александр Харченко также скептичен в отношении блэкаута и уверяет, что если энергетическая система не выдержит ракетных ударов ВС РФ, на ее восстановление хватит 7-10 дней.
Харченко не преминул козырнуть тем, что «никто в мире не бросал в блэкаут систему размером с украинскую и не пытался ее поднять… Более того, таких массированных ракетных атак энергетическая система ни одной в мире страны никогда не переживала. Это уникальный украинский опыт». Шоумены продолжают ставить рекорды…
Объективно энергетическая система Украины после ударов не поражена, хотя находится на пределе. Свидетельство этому – масштабные перебои в системе энергоснабжения и действия властей, которые манипулируют сознанием украинцев, «классифицируя» отключения на стабилизационные (по графику, до 4 часов), аварийные (без графика, до 8 часов) и экстренные (без графиков, без ограничений по времени).
Всё чаще отключения идут неравномерно. Кто же отключит депутатские и мажорные кварталы Печорского района Киева или «сиротские районы» Конча-Заспы? Потому и возникают протесты вроде одесских.
Еще одна очевидная сложность – отсутствие возможности постоянного восстановления оборудования и релокации объектов критической инфраструктуры. Это притом, что надвигающиеся холода, несмотря на призывы энергетиков к нации «собраться с духом и отключить нагревательные приборы», игнорируются этой нацией, привыкшей воевать с руснёй «уютно». Что бы там ни говорили аналитики, кризиса нет, есть серьёзные неудобства.
Украинская электроэнергетика недобита по двум причинам. Первая – невозможность точечных попаданий «мопедов», а также более сложных ракет в критически важные объекты на территории электростанций или подстанций. Анализ попаданий свидетельствует, что удары приходятся на компрессорные, трубопроводы, корпуса химводоочистки, то есть для выведения станции из строя требуются дополнительные удары с учётом того, что после 10 октября на ряде станций уже защитили трансформаторы противопожарными и противоосколочными заграждениями.
Вторая причина – невнятное отношение к АЭС, особенно к Запорожской, которая как бы находится под российским контролем, но по требованию МАГАТЭ подключена к энергосистеме Украины, армия которой ежедневно наносит удары по энергообъектам приграничных российских областей. Для чего валить украинские ТЭС, одновременно одаривая Украину электричеством?
Опять же украинское общество стали готовить к блэкауту ещё летом, когда население активно скупало реле защиты от скачков напряжения, генераторы, светодиодные лампы малой мощности, буржуйки, портативные газовые плиты, фонари, свечи, термосы и даже…биотуалеты.
Пропаганда обязала местные власти создавать пункты обогрева, ограничить избыточное освещение фасадов и улиц (на Левобережье это повсеместно). В крупных городах большую популярность набирают услуги по энергоаудиту, когда спецприбором измеряются наиболее «слабые» места в удержании тепла в помещении. Телевизор настойчиво рекомендует утеплять стены пробковыми обоями или возвращаться к коврам на стенах и полах. Как бы это ни выглядело смешным, но стали популярны мастер-классы по изготовлению экономных электроприборов, умению помыться двумя литрами воды, приготовить обед без света и воды. Даже увеличили время торговли алкоголем. Пропаганда ежедневно наполняет уши украинцев лозунгами: «Лучше пожить какое-то время без света, чем без Херсона или Харькова» или «Не дадим оккупантам превратить волшебную зимнюю сказку в ледниковый период!»
К чему я говорю об этом? К тому, чтобы понимать: Киев готовится к зимним трудностям, а критическая инфраструктура – это не только электросети (кстати, ЛЭП тоже должны стать объектами ударов), но и газораспределительная и транспортная системы. И если первую уже начали тревожить «Герани», то мосты и дороги остаются нетронутыми. А по ним идет техника, едут натовцы, везут запчасти для разрушаемых электростанций. Критичность должна быть системной.