Под контролем британских спецслужб и при помощи канадской ЧВК GardaWorld киевский режим готовит провокацию, призванную сорвать инициативу ООН по возобновлению транзита аммиака по трубопроводу Тольятти – Одесса, заявил военно-дипломатический источник РИА «Новости». На Одесском припортовом заводе предполагается взорвать крыши хранилищ аммиака и цехов, обставив это как российский ракетный удар. Как и в случае с подрывом «Северных потоков», цель – лишить российскую сторону возможности поставлять аммиак на экспорт.
23 ноября президент России Владимир Путин заявил о готовности к расширению работы по поставкам удобрений на мировые рынки, отметив, что работа в этом направлении «идёт успешно, несмотря на искусственные препоны со стороны ряда стран». О том же свидетельствует и недавнее заявление заместителя генсека ООН по гуманитарным вопросам Мартина Гриффитса.
Аммиакопровод Тольятти – Одесса исправен и может быть перезапущен, заявил 17 ноября в интервью РИА «Новости» заместитель министра иностранных дел России Сергей Вершинин. Дипломат подчеркнул, что транзит по указанному маршруту «не должен обставляться никакими предварительными условиями».
Экспортные поставки продукции ОАО «Тольятти-Азот» (Самарская область) и АО «Минудобрения» из Россоши (Воронежская область) на Одесский портовый терминал были приостановлены 25 февраля, на следующий день после начала СВО.
Протяжённость действующего с 1980 года продуктопровода Тольятти – Россошь – Днепропетровск – Григорьевский лиман / Одесса – 2420 км, в том числе по российской территории – более 1400 км; годовая мощность – до 2,6 млн. тонн (на полную мощность аммиакопровод запущен в 1981 г.). Решение о его строительстве стало следствием договорённостей советского руководства с компанией Арманда Хаммера «Оксидентл петролеум корпорэйшн» (ОРС) в 1973 году. Экспортный маршрут проходит по пяти областям РФ (Самарской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской, Белгородской), Луганской народной республике (в составе России с сентября 2022 г.) и по трём областям бывшей Украинской ССР. Экспорт аммиака через Одессу осуществлялся в США (не менее 50% объема), во Францию (свыше 15%) и еще в два десятка стран дальнего зарубежья.
Для строительства аммиакопровода из США поставлялись трубы и смежное оборудование, закупленные по льготному кредиту на 25 лет в 1975-76 гг. Контракт был заключен с компанией Хаммера и французской «Антер.епоз». Частично средства кредита пошли на строительство «Тольятти-Азота» – завода аммиака и карбамида в Тольятти, а также – одесского химического терминала в Григорьевском лимане. Советский, а впоследствии российский аммиак поставлялся по бессрочному контракту и по ценам на 13-16% ниже мировых.
Характерно, что «любимый капиталист Советского Союза» господин Хаммер лоббировал данный проект со второй половины 1960-х по мере быстрого роста спроса за океаном на аммиак и продукты его переработки, особенно на азотные удобрения. В начале 1970 года эксперты выяснили, что импортировать эту продукцию менее накладно, нежели производить у себя дома, да и политически выгоднее. Ширились закупки Советским Союзом в Северной Америке зерновых, а брежневская Москва была предрасположена к политике разрядки. Соответственно, выбор в пользу «советского» аммиачного пути подразумевал более тесную интеграцию СССР в «международное разделение труда» в роли поставщика сырья, а в качестве сверхзадачи – усиление влияния Вашингтона на торговую и внешнюю политику Москвы. Вскоре Арманд Хаммер установил доверительные отношения с Леонидом Брежневым, что способствовало реализации проекта, запущенного в начале 1980-х годов.
В 1980-х годах планировалось продлить трубопровод из района Одессы в один из дунайских портов Украинской ССР, но тогда проект сочли нерентабельным. А сейчас спрос на российские аммиак и продукты его переработки, особенно на азотные удобрения, растёт по всей Европе…
Рассматривались, начиная с 1980-х годов, и иные дополнительные варианты экспорта аммиака: так, предлагалось построить ответвление аммиакопровода из Тольятти на Новороссийск, Тамань, Туапсе и Темрюк. Эти предложения бесконечно обсуждались, а продуктопровод к Одессе работал исправно, Киев ежегодно получал за транзит аммиака до 100 млн. долл.; экспортная выручка РФ за экспорт по этому маршруту составляла до 2,4 млрд. долл. в год.
Однако российский терминал для экспорта «жидкой химии» в порту Тамани (проект начала 2000-х годов) так и не был реализован, а соединение его продуктопроводом с российскими производителями аммиака и смежной продукции вообще не планируется. Предполагавшееся сооружение таких терминалов снова откладывается. Российские производители этой продукции издавна пользовались для экспортных поставок специальными мощностями в портах Одесса, эстонском Силламяэ и латвийском Вентспилсе (1), но с 2022 года их использование «стало практически невозможным».
Есть мнение, что «выжидание» российского бизнеса в отношении этих проектов обусловлено… надеждой на скорое возобновление перевалки на Украине и в Прибалтике российской нефте- и химической продукции в полном объеме (?). Торможение строительства Таманского терминала может быть связано с долей «хаммеровской» OPC в украинском секторе аммиакопровода Тольятти – Одесса и в Одесском аммиачном терминале. Если так, то намерение навсегда привязать российский аммиачный экспорт к Украине и Северной Америке очевидно...
Примечание
(1) Имеется информация о продолжении экспорта некоторых объемов белорусской (Новополоцкий нефтегазохимический комплекс) и, возможно, российской «наливной» химии через Вентспилс. В России неоднократно заявляли о прекращении экспорта химической продукции через Латвию в начале 2000-х годов.