В рамках противодействия российской СВО на Украине все более пристальное внимание Запад уделяет, по существу, единственному союзнику Москвы в ее проведении – Белоруссии. Как минимум там стремятся вывести Минск из этого союза, сняв фланговую угрозу ВСУ и вероятному польскому вторжению в «восточные кресы». Как максимум в случае успеха украинцев Белоруссия рассматривается в качестве трофея, который может быть поделен на зоны влияния Киева и Варшавы.
При этом отброшены прежние сравнительно цивилизованные манипуляционные схемы типа «Игры с Лукой», а приоритет отдается черной пропаганде и практическим шагам силового характера. Вместо относительно респектабельных американских центров Jamestown Foundation и СЕРА, солировавших в недавней игре, на передний план выходят чисто подрывные шпионские помойки, как, например, мало кому известный до последнего времени Институт Роберта Лансинга (RLI) из захолустного г. Кента в Делавэре. Даже «Радио Свобода»** признает, что «в RLI работают бывшие дипломаты и сотрудники спецслужб».
В. Макей
Именно RLI с целью внесения раскола в отношения между Москвой и Минском запустил, да еще со ссылкой на источники «в российском военном руководстве», в конце ноября утку о том, что Россия планировала «убить А. Лукашенко», чтобы поставить на его место более лояльную себе фигуру. А когда в мир иной вместо этого от внезапного инфаркта ушел министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей, еще недавно рассматривавшийся Западом как наиболее желательный потенциальный лидер страны, тот же RLI быстро оседлал новую волну, заявляя, что его точно «устранила Москва». На деле эти заявления свидетельствовали о подготовке таких планов в западных спецслужбах. Априорное возложение ими ответственности на Москву напоминало их же заявления о том, что «Северные потоки» взорвали сами русские.
Символ Института Роберта Лансинга
Заданность этой версии проявилась и в том, что ее, как по команде, подхватили многочисленные западные информационные ресурсы от того же Jamestown Foundation до вездесущего «Радио Свобода». Последнее в качестве непреложной истины заявило об «убийстве» Макея Москвой, что, дескать, является ее «последним предупреждением, направленным Лукашенко». На Западе эта версия была моментально разнесена таблоидами типа немецкого Bild. Ее послушно подхватила отрабатывающая свои деньги и становящаяся все более радикальной белорусская оппозиция.
Нелепость всей этой кампании настолько очевидна, что она вызвала отторжение даже у ведущего украинского пропагандиста, многолживого А. Арестовича. По его словам, «об убийстве никто не предупреждает, потому что тогда потенциальная жертва имеет возможность повысить свою безопасность. Вокруг таких событий часто строятся заговоры, но в жизни случаются совпадения. Человек может умереть в одиночестве».
RLI даже подробно расписал якобы подготовленный Москвой военный заговор против Лукашенко, поставив во главе его почему-то секретаря ОДКБ от Белоруссии генерала С. Зася. Последний на своей должности никакими ресурсами для совершения чего-то подобного попросту не располагает и по своим взглядам всегда вообще-то был ближе к Макею, чем к «промосковской струе» в Минске. Его и «делегировали» в ОДКБ, чтобы ослабить их «прозападную» связку, а теперь он вдруг выставляется вождем «путча» в пользу Кремля. Нонсенс. Зачем же так подставлять? Просто, иллюстрация того, что для Запада даже симпатизирующие ему политики в Белоруссии не более чем расходный материал. Очевидно, вместе с Макеем там списали и Зася, а теперь пытаются использовать в виде сакральной жертвы, заодно раскачав ОДКБ.
С. Зась
Версии об устранении Макея «кровавой гебней» не выдерживают никакой критики и потому, что он утратил доверие Запада, полностью поддержав Лукашенко и действия Москвы на Украине. Ему стали припоминать, что Макей все-таки в период с 1980 по 1991 г. дослужился до полковника советского ГРУ. Он попал под все санкции, объявленные Западом против Белоруссии, и рассматривался как совершенно отыгранная фигура. Возникает вопрос, а на кого его тогда собирались поменять? А ни на кого. Поменялась сама игра. Вместо безнадежных поисков альтернативы Лукашенко в его собственном окружении там взяли курс на дестабилизацию и разрушение Белоруссии. Тамошняя оппозиция откровенно признает, что в сложившихся обстоятельствах, «если систему не расшатать, то, скорее всего, произойдет еще большее усиление пророссийского вектора». В этом смысле кончина Макея вполне отвечала интересам именно Запада, поскольку ее можно «продать» как очередное доказательство «преступного характера режима Лукашенко и его московских союзников». Прозападные рупоры отмечают, например, в этой связи, что «загадочная смерть» постигла внешне здорового Макея сразу после участия в саммите ОДКБ в Ереване. Однако, коли следовать этой логике, то тогда надо признать, что последний, с кем он встречался, был папский нунций Анте Йозич. Тогда что: искать след Ватикана?
В. Макей принимает нунция А. Йозича – последнее появление на публике
Активно формируется и силовая составляющая свержения власти в Минске. Батальон «Кастусь Калиновский», состоящий из белорусских радикалов-эмигрантов, воюющий против России на Украине, финансируется ведь не ею, а из бюджета НАТО и обучается инструкторами оттуда. И это уже не единственное подразделение. Многие более мелкие группы разбросаны по всем фронтам. Не приходится сомневаться, что свое пребывание на Украине они рассматривают как временное, рассчитывая на скорое вторжение в Белоруссию.
Белорусское антиправительственное формирование «Кастусь Калиновский»
Единственное, что может остановить данные губительные для Белоруссии сценарии, это укрепление связей с Россией. На Западе и в рядах белорусской оппозиции, например, с особым вниманием отнеслись к недавнему визиту в Минск министра обороны России С. Шойгу. По итогам вместе с белорусским коллегой В. Хрениным они подписали Протокол между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о внесении изменений в Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере от 19 декабря 1997 года. Подробности не разглашаются, но Запад обеспокоен, не является ли данный визит признаком того, что Минск и Москва могут готовить наступление на север Украины.
При этом его собственные эксперты признают, что Минск и сам опасается, что непрекращающийся нарратив в западных СМИ о том, что «Беларусь планирует вступить в войну и отправить войска в Украину, на самом деле указывает на желание НАТО расширить боевые действия на белорусскую территорию». К такому же выводу белорусские власти пришли после того, как оппозиционные структуры заявили о намерении использовать военную силу для борьбы с официальным Минском.
Американский фонд СЕРА все же полагает, что о совместном выступлении Минска и Москвы на Украине разговор пока не ведется. Присутствие на подписании указанного протокола заместителя премьер-министра Белоруссии по промышленности Петра Пархомчика и председателя Военно-промышленного комитета Дмитрия Пантуса, по мнению фонда, скорее говорит об увеличении участия Минска в оснащении российской армии, определении правовых оснований для размещения войск и финансовой компенсации за поставку оборудования, снаряжения и боеприпасов. В частности, речь может идти о передаче России белорусско-китайской реактивной системы залпового огня (РСЗО) "Полонез", которая по своим характеристикам аналогична американской HIMARS.
Белорусский «Полонез» – дальность 120 км, точность, пока недоступная российским РСЗО
Следует понимать, что если Запад в отношении наших двух стран попирает все основы дипломатии, то только такие шаги по реальному укреплению боевого потенциала современными системами в состоянии обеспечить нам суверенитет и мирное небо над головой.