В Москве под руководством Верховного главнокомандующего Вооруженными силами РФ Владимира Путина 21 декабря прошло расширенное заседание коллегии Минобороны России. В. Путин выступил с докладом, где сформулированы ключевые задачи по укреплению обороноспособности страны в условиях усиления международной напряженности. Среди них: поддержание высокой боевой готовности ядерных сил, укрепление потенциала высокоточного оружия, ритмичное переоснащение армии и флота, внедрение новых форм и способов действий войск, применение искусственного интеллекта (ИИ) в вооружениях (роботизированные комплексы, беспилотники, автоматизированные системы управления).
Путин отметил, что многие страны мира поддерживают свои вооруженные силы за счет помощи Запада, и их зависимость от этой помощи растет из года в год. России также надо укреплять свой военный потенциал, но она это делает за счет своих внутренних ресурсов.
А далее Путин сказал: «Мы не будем заниматься милитаризацией страны и милитаризацией экономики…» И тут вопрос: можно наращивать военный потенциал и при этом не заниматься милитаризацией экономики? Милитаризация экономики означает процесс военно-экономической мобилизации, который предполагает более полное использование всех имеющихся ресурсов для последовательного наращивания военного потенциала. И, скажем, увеличение бюджетных расходов на оборону хотя бы на 1 процент уже можно назвать процессом милитаризации.
В докладе Верховного главнокомандующего сказано: «У нас нет никаких ограничений по финансированию. Страна, Правительство дают всё, что армия просит, всё». Вероятно, мысль состоит в том, что мы не будем доводить российскую экономику до высокого уровня милитаризации, нам не нужна высоко милитаризованная экономика, а слова «милитаризация страны» и «милитаризация экономики» в контексте доклада надо понимать как такое состояние страны и экономики, когда на военные цели используется количество ресурсов, превышающее некоторое нормативное значение.
А что же считать нормой, или целевым показателем? Вопрос непростой. Степень милитаризации экономики чаще всего оценивается с помощью показателя величины военных расходов страны по отношению к ее валовому внутреннему продукту (ВВП). Обычно эксперты оценивают степень милитаризации экономики страны, сравнивая относительный уровень ее военных расходов с аналогичными показателями других стран. Подобные сравнения являются непростым делом.
Сопоставлением военных расходов разных стран занимаются многие ведомства. Например, ЦРУ США. Международные сопоставления военных расходов публикуются в издании CIA World Factbook, Military expenditures.
Занимается подобными сопоставлениями и Международный институт стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies, IISS) в Лондоне, связанный с британской разведкой MI-6. Оценки абсолютных и относительных уровней военных расходов разных стран публикуются в ежегодном бюллетене «Военный баланс» (The Military Balance).
Наконец, самым авторитетным источником считается Стокгольмский институт исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute, SIPRI). С 1969 года Институт выпускает ежегодник SIPRI Yearbook, в котором дает мировую панораму военных расходов. Считается, что SIPRI более независим в своих оценках, чем ЦРУ США и IISS, поэтому эксперты предпочитают опираться на его статистику.
Последние полные данные по военным расходам в мире у SIPRI – на 2021 год. В указанном году мировые военные расходы составили 2.113 млрд долл. Среди всех стран SIPRI выделил топ-40 по наибольшим абсолютным размерам военных расходов. Этот список начинается с Соединенных Штатов и заканчивается Румынией. На топ-40 пришлось 93% мировых расходов на оборону. Россия уже несколько лет в списках SIPRI занимает пятое место. Ниже приведены данные по военным расходам стран из списка топ-5 (табл. 1).
Табл.1. Военные расходы ведущих стран мира в 2021 году.
Страна | Расходы, млрд. долл. | Доля от ВВП страны, % | Доля от расходов в мире, % |
США | 801,0 | 3,5 | 38,0 |
Китай | 293,0 | 1,7 | 14,0 |
Индия | 76,6 | 2,7 | 3,6 |
Великобритания | 68,4 | 2,2 | 3,2 |
Россия | 65,9 | 1,1 | 3,1 |
Источник: SIPRI Fact Sheet April 2022 «TRENDS IN WORLD MILITARY EXPENDITURE, 2021»
Итак, Россия, занимая пятое место в списке SIPRI, имела долю в мировых военных расходах, равную 3,1%. По величине военных расходов РФ отставала от США более чем в 12 раз. Хотя она и была на пятом месте, но ей в затылок дышали сразу несколько стран (млрд долл.): Франция – 56,6; Германия – 56,0; Саудовская Аравия – 55,6; Япония – 54,1; Южная Корея – 50,2.
Сегодня России противостоит более пятидесяти стран и территорий (согласно списку «недружественных государств», составляемому правительством РФ). В том числе 30 стран НАТО. На долю только первых десяти стран-членов этого блока (с наиболее высокими военными расходами) пришлось 55,6% мировых военных расходов (кроме США и Великобритании в эту «десятку» вошли Франция, Германия, Италия, Австралия, Канада, Испания и Нидерланды). В целом по всем странам НАТО превосходство над Россией по показателю военных расходов более чем двадцатикратное. А ведь у Вашингтона есть и другие союзники, не входящие в НАТО, с очень немаленькими военными бюджетами (Япония, Южная Корея).
Следует обратить внимание на очень невысокий относительный уровень военных расходов в России. Он самый низкий среди стран топ-5. По сравнению с США – в три с лишним раза ниже. И в два раза ниже, чем у Великобритании.
Если этот показатель взять в качестве критерия степени милитаризации экономики, он оказывается крайне низким. И не только по сравнению с остальными фигурантами топ-5. Назову некоторые страны, у которых относительный уровень военных расходов даже выше, чем у США (%): Кувейт – 6,7; Саудовская Аравия – 6,6; Алжир – 5,6; Израиль – 5,2; Греция – 3,9.
Украина в 2021 году имела относительный уровень военных расходов, равный 3,2%, почти в три раза выше, чем у России.
SIPRI также рассчитал средний по миру относительный уровень военных расходов в 2021 году. И он оказался равным 2,2%. Получается, степень милитаризации экономики России в 2021 году была в два раза ниже среднемировой. Вряд ли это можно считать нормальным. По данным Минфина России, в 2021 году бюджетные расходы на оборону составили 3,57 трлн руб. По утвержденному на 2022 год оборонные расходы были запланированы в размере 3,51 трлн руб., но в связи с СВО они были увеличены. Ожидается, что по итогам 2022 года они составят 4,68 трлн руб., превысив уровень прошлого года на 1,11 трлн руб., или на 31%. Расходы на оборону на следующий, 2023 год определены в размере 4,98 трлн руб. Это уже больше, чем в 2021 году на 39%. Конечно, такая динамика оборонных расходов у здравомыслящего российского гражданина может вызвать лишь положительную реакцию. Однако даже грубый подсчет (с учетом ожидаемого снижения ВВП) показывает, что в 2022 году относительный уровень военных расходов составит 1,4-1,5% ВВП. В следующем году – немного более 1,5% ВВП. Т. е. по-прежнему российский показатель остается заметно ниже среднемирового показателя за прошлый год. А ведь, судя по всему, среднемировой показатель будет расти; все ведущие страны мира (США, Китай, Индия, Великобритания и др.) заявили, что будут наращивать свои военные приготовления.
2022 год знаменателен тем, что с него в мире начинается такая же гонка вооружений, как в годы холодной войны.
Российской экономике высокая степень милитаризации не грозит, ей грозит крайне низкая степень милитаризации по сравнению с другими странами. В условиях противостояния с коллективным Западом это может создать смертельную угрозу.