Когда Урсула фон дер Ляйен заявила в конце ноября, что, по оценкам, «на сегодняшний день погибло более 20 000 гражданских лиц и 100 000 украинских военнослужащих», комментарии с видеозаписи её выступлениия были быстро удалены. Не стоит сообщать публике, что сводки из Киева бессовестно врут: цифра фон дер Ляйен в десять раз превышала то число погибших украинских солдат, которое приводят официальные украинские сводки. Вскоре после этого СМИ как-то перестали настраивать Запад на скорое поражение России. Всё чаще стали появляться намеки на обратное. Как будто коллективный Запад решил подготовить восприятие к неизбежному: Украина проигрывает – и вскоре проиграет.
Западные медиа разделилась на два лагеря. Ряд СМИ еще хором заверяет, что взяв Артемовск (Бахмут), русские получат лишь пиррову победу. Мол, захват города был важен летом, а теперь это просто кровоточащая рана, истощающая обе стороны, к тому же ВСУ построили новые рубежи обороны западнее Бахмута и просто уйдут на них.
Часть изданий ведет кампанию, преуменьшая важность потери Артёмовска (Бахмута). Defense Express сообщает: «Разведка Министерства обороны Великобритании заявляет, что захват Бахмута становится в первую очередь символической, политической целью для России». Financial Times опубликовала статью «Ад, просто ад: война на истощение Украины и России из-за Бахмута», где боевые действия в восточной части Донецка и вокруг него сравнивают с окопной войной в годы Первой мировой войны. Итальянская Corriere della Sera подтверждает колоссальные украинские потери под Бахмутом: только в один госпитальный эвакопункт в сутки поступает до 100 раненых под Бахмутом солдат ВСУ.
Однако даже в статьях, где описывается «символичность» и якобы бесполезность взятия Бахмута для России, западные журналисты вынуждены признавать: Украине важна эта победа не столько из-за военных планов, сколько из-за надежд на получение дотаций с Запада: «Учитывая, что Украина добилась ряда успехов на поле боя, даже относительно незначительное поражение может создать впечатление тупиковой ситуации, из-за которой западные страны могут с меньшей готовностью оказывать поддержку Киеву на фоне их собственных растущих экономических проблем, связанных с войной», – пишет Reuters. Любая неудача украинской стороны может повлиять на военную поддержку Запада.
СМИ, которым приходится анализировать факты, рисуют безрадостную картину. Даже исправленная и приукрашенная, она практически совпадает с тем, что пишет российская пресса.
Украина потеряла примерно 20% своей территории, сообщает The New York Post. По крайней мере 22% украинских сельскохозяйственных угодий находятся под российским контролем: «Эти районы являются значительной частью территории, определенной в соглашении Минск II, которые должны были управляться как автономные округа. Из-за провала Минских соглашений Россия объявила о своих специальных военных операциях по освобождению этих районов от власти украинского правительства. На сегодняшний день, похоже, Россия приблизилась к достижению некоторых из своих первоначальных целей».
В мае 2022 года Агентство ООН по делам беженцев сообщило, что «война на Украине привела к перемещению 8 миллионов человек внутри страны в этом году, и было зарегистрировано более 6 миллионов перемещений беженцев и с Украины». Это количество, вероятно, возрастёт в течение зимы; Европа ожидает сотни тысяч украинских беженцев.
Месяц назад канал CNN рассказал, что по меньшей мере 30% украинских электростанций разрушены. BBC сообщает, что 6 миллионов украинцев остались без электричества. Канал EuroNews недавно говорил об украинской столице: две трети Киева остались без электричества. Newsweek пишет, что у Украины заканчивается оборудование для устранения перебоев в подаче электроэнергии.
Данные немного разнятся, но положительной динамики нет. Возможно ли выжить зимой без электричества, воды и отопления?
New York Times сообщает, что сельское хозяйство Украины потеряло, по оценкам, 23 миллиарда долларов из-за войны. МВФ отмечает, что война на Украине привела к наихудшему дефициту продовольствия с 2008 года. The Washington Post пишет, что украинцы просят 700 миллиардов долларов в дополнение к направленным им ранее 100 миллиардам долларов.
СМИ намекают также, что Украина скоро потеряет доступ к ресурсам, необходимым для продолжения войны. Дескать, поставки оружия для Украины на исходе: «Майк Куигли, член комитета палаты представителей по разведке, сообщает. “Мы думали, что эта война закончится за несколько дней, но теперь могут пройти годы. В то время, когда глобальные цепочки поставок разрушаются, Западу будет очень трудно удовлетворить спрос на этом очень высоком уровне”».
Foreign Policy пишет, что официальные лица НАТО очень обеспокоены возникшей нехваткой, и вынужденно признаёт, что НАТО оказалась не готова к такому конфликту. «НАТО на самом деле не планирует вести подобные войны, и под этим я подразумеваю войны со сверхинтенсивным использованием артиллерийских систем и большим количеством танковых и пушечных снарядов», – заявляет неоконсерватор Фредерик Каган в интервью Foreign Policy. К тому же Украина расходует поставленное ей вооружение с невиданной скоростью. По словам генерального директора компании Raytheon, Украина израсходовала 13-летнее производство Javelin за десять месяцев.
Киевские вожди кладут в землю десятки тысяч своих граждан, причём не только военных, устраивают инсценировки посещений Зеленским поля боя, произносят речи, летают за океан, ездят в Европу – и всё ради новых финансовых вливаний Запада. А между тем ресурсы, которые еще держат Украину на плаву, на исходе.
Правда, американские военные подрядчики твёрдо рассчитывают нажиться за счёт Украины. Они, военные подрядчики, в этой войне точно не проиграют, пишет журнал «Американский консерватор».
Фото: REUTERS/Gleb Garanich