Решение руководства России и Белоруссии о модернизации боевых самолетов ВВС РБ для придания им способности применять специальные боеприпасы (этим термином в войсках всегда обозначалось ядерное оружие) должно было по логик западной пропаганды вызвать у неё приступ бурных русофобских эмоций. Однако не вызвало. Кому-кому, но не Западу раскачивать эту тему в медиапространстве, поскольку он давно является главным провокатором ядерной войны и инициатором нарушений международных договоров, направленных на её предотвращение.
И в первую очередь это Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который гласит: «Каждое из государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами».
А США на протяжении минимум двух десятилетий занимаются именно этим: нарушают условия базового договора по ядерной безопасности, передавая неядерным государствам-членам НАТО специальное оборудование, обеспечивающее технический контроль над ядерным оружием на борту ударных самолетов и его боевое применение в случае войны.
Официальная позиция МИД РФ: «Размещение американского ядерного оружия на территории некоторых союзников по НАТО остаётся одним из наиболее серьёзных вызовов в ядерной сфере. Считаем абсолютно неприемлемой натовскую практику так называемых "совместных ядерных миссий". Она включают в себя элементы ядерного планирования и отработку навыков использования американского ядерного оружия, размещённого в Европе, с задействованием самолётов-носителей, экипажей, аэродромов и наземных служб обеспечения неядерных государств-членов альянса.
Всё это является прямым нарушением положений Договора о нераспространении ядерного оружия. Его Статья I запрещает ядерным странам передавать кому бы то ни было ядерное оружие и контроль над ним, прямо или косвенно, а Статья II Договора запрещает неядерным странам принимать от кого бы то ни было передачи ядерного оружия и контроля над ним. Ещё неизвестно, у кого в данном вопросе более неприглядная роль: у США, которые держат ядерные вооружения за пределами национальной территории, или же у их союзников, которые предоставляют свои "услуги" по доставке к целям ядерных боеприпасов».
Нарушение буквы и духа ДНЯО со стороны США и других стран НАТО настолько очевидно, что этот факт не решаются отрицать и на Западе. Вот что пишет издание «Федерации американских ученых» по поводу так называемых совместных ядерных миссий, отрабатываемых в ходе специальных ежегодных натовских учений серии Steadfast Noon:
«Учения Steadfast Noon практикуют спорную договоренность, известную как совместное использование ядерного оружия, в соответствии с которой Соединенные Штаты устанавливают ядерное оборудование на истребители отдельных неядерных стран НАТО и обучают своих пилотов наносить ядерные удары ядерными бомбами США.
Соглашение является спорным, потому что Соединенные Штаты как участник Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) пообещали не передавать ядерное оружие другим странам, а неядерные страны в соглашении о совместном использовании пообещали не получать ядерное оружие от государств, обладающих ядерным оружием. В мирное время ядерное оружие находится под контролем США, но договоренность означает, что оно будет передано неядерной стране в военное время. Договоренность существовала до подписания ДНЯО, поэтому она не является нарушением буквы договора. Но можно сказать, что он нарушает дух и был раздражителем в течение многих лет...
«Те же западные источники уточняют, что семь стран НАТО предоставляют самолеты двойного назначения для миссии по совместному использованию ядерного оружия. Страны не были идентифицированы, но пять широко известны: Бельгия, Германия, Италия, Нидерланды и Соединенные Штаты. Шестой страной, вероятно, является Турция (несмотря на слухи о том, что она больше не была частью миссии), и в этом случае некоторые турецкие F-16 все еще оснащены для доставки бомб B61. Седьмая страна была загадкой, но оказывается, это Греция. Хотя Греция больше не хранит ядерное оружие (оно было выведено в 2001 году) и не имеет подразделения истребителей, у неё есть резервные подразделения и миссия на случай непредвиденных обстоятельств».
В настоящее время в Европе есть шесть активных объектов, которые хранят американские ядерные бомбы: авиабаза Kleine Brogel в Бельгии, авиабаза Büchel в Германии, авиабазы Aviano и Ghedi в Италии, авиабаза Volkel в Нидерландах и, возможно, Incirlik в Турции. Расчётное количество оружия на каждом объекте основано на количестве активных хранилищ, самолетов и другой информации:
Каждая из этих авиабаз имеет один или два десятка активных хранилищ (Weapons Storage Security System, WS3). Модернизация на различных базах варьируется в зависимости от пропускной способности, местоположения и принимающей страны.
Каждое из хранилищ WS3 на европейских базах может вместить до четырех ядерных бомб. Здесь экипажи отрабатывают погрузку бомб B61 в хранилище: две бомбы B61-3/4 на верхней стойке и две бомбы B61-12 на нижней стойке. Изображение: ВВС США
На авиабазе Кляйне Брогель в Бельгии, принимающей базе для учений Steadfast Noon в 2022 году, помещения эскадрильи поддержки боеприпасов были значительно расширены для грузовиков технического обслуживания ядерного оружия. Другое строительство включает в себя крупный объект внутри периметра летного поля, новую диспетчерскую вышку и модернизацию подземных кабелей и системы Alarm Communication & Display (AC & D).
На авиабазе Фолькель в Нидерландах наиболее заметной модернизацией, которая в настоящее время проводится, является крупная новая область летного поля. Конструкция включает в себя периметры безопасности, вероятно, предназначенные для защиты самолетов C-17, которые перевозят оружие и компоненты на базу и с базы. Другое недавнее строительство базы включало в себя захоронение подземных кабелей и модернизацию системы Alarm Communication & Display (AC & D), используемой для хранилищ WS3.
Помимо модернизации баз и вспомогательных объектов, модернизируются также системы доставки и вооружения. Вот пять из семи стран, которые предоставляют самолеты двойного назначения для миссии по совместному использованию ядерного оружия, модернизируются до уровня истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35A: Бельгия, Германия, Италия, Нидерланды и Соединенные Штаты.
«Боевое воздушное командование (Air Combat Command – ACC) сообщило, что ВВС США завершили интеграционные летные испытания F-35A Lightning II на применение модернизированной версии термоядерной бомбы B61 Mod.12. 21 сентября [2022] два самолета взлетели с авиабазы Неллис (Лас-Вегас, Невада), направились к полигону “Тонопа” на северо-западе штата (Tonopah Test Range, Sandia National Laboratories), где сбросили две бомбы B61-12 в инертном снаряжении JTA (Joint Test Assemblies). Последним этапом процесса сертификации на готовность к применению B61-12 с F-35A станет проверка данных летных испытаний Министерством обороны и Министерством энергетики США».
Остается пояснить одно немаловажное обстоятельство. Ввиду свойственной американцам самоуверенности оно вряд ли в полной мере учитывается их стратегами.
Создаваемый сейчас на Западе флот ударных ядерных бомбардировщиков театра военных действий типа F-35 жёстко привязан к специализированным аэродромам базирования, оснащённым высокотехнологичным оборудованием, и не способен вести сколько-нибудь длительные боевые действия с иных стартовых площадок – временных аэродромов подскока и тем более с автомобильных дорог. Это резко сокращает возможности рассредоточения указанного флота в боевой обстановке и существенно увеличивает его уязвимость в рамках строго локализованной системы базирования.
Основная часть указанной аэродромной сети концентрируется в Европе и нацелена против России. Генерал Тод Д. Уолтерс, бывший до июня 2022 г. командующим Европейским командованием США и Верховным главнокомандующим НАТО в Европе, заявил, что примерно к 2030 году НАТО будет иметь 450 истребителей F-35, базирующихся в двенадцати местах. Это:
– Соединённое Королевство (базы ВВС Мархэм и Лейкенхит, начиная с 2021 года)
– Нидерланды (Фолькель, в 2022 году и Леуварден)
– Дания (Скрыдструп, в 2023 году)
– Италия (Амендола и Геди в 2022 году)
– Норвегия (Эрланд и Эвенес в 2022 году)
– Бельгия (Флоренн в 2025 году и Кляйн-Брогель в 2027 году)
– Польша (Ласк в 2026 году, Свидвин).
Притом что нам уже сегодня известны будущие основные аэродромы базирования F-35, нацеливание на указанные объекты соответствующих ударных сил и средств Российской Федерации с целью заблаговременной нейтрализации этих аэродромов представляется вполне решаемой задачей.
Для вывода из строя этой слишком нежной для войны авиационной техники не обязательно точечно уничтожать сами самолёты. Будет достаточно превратить в обломки те «высокотехнологичные ангары», без которых F-35 превращаются в бесполезный хлам. И не нужно даже запускать ракеты или поднимать в воздух стратегическую авиацию. Вполне хватит нескольких хорошо обученных «Петровых и Башировых» с приличным запасом взрывчатки.
Как это будет по-русски? На каждую хитрую американскую шайбу у русских всегда найдется болт с левой резьбой. Как-то так.
Материал подготовлен с использованием публикаций иностранных СМИ
Заглавное фото: REUTERS/REUTERS Kim Hong-Ji