Штаб-квартиры НАТО и Совета Европы находятся совсем рядом: от здания Берлемон в Брюсселе, где располагается Еврокомиссия, до Rue de la Fusee со штаб-квартирой НАТО меньше 5 километров по прямой. Они стали ещё ближе после того, как 10 января председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, председатель Евросовета Шарль Мишель и генсек НАТО Йенс Столтенберг подписали декларацию о расширении и углублении сотрудничества.
Итак, у Европейского союза появились зубы Североатлантического блока – этого военно-политического альянса с претензией на глобальную ответственность. Слова из декларации о приверженности «защите мира, свободы и процветания в Евроатлантическом регионе» этому не мешают. Ведь там есть и другие слова: Евро-Атлантика «сталкивается с самой серьезной угрозой евроатлантической безопасности за последние десятилетия»; требуется «усмирить Россию», которая «нарушает международное право и принципы Устава ООН», «усугубляет продовольственный и энергетический кризис, затронувший миллиарды людей по всему миру».
Политики из Вашингтона немало успели за неполные одиннадцать месяцев проведения российскими вооружёнными силами СВО. Потребовалось взорвать уже наполненный газом «Северный поток – 2» – и они взорвали, выбив зубы у экономики Германии. Потребовалось – и вынудили Россию, чтобы остановить дальнейшее продвижение НАТО на восток, ввести войска на территорию Украины. Потребовалось развернуть в СМИ невиданную кампанию лжи – и весь западный мир глотает теперь басни о том, что Россия «ответственна за мировой продовольственный кризис», что она «должна немедленно прекратить агрессию и уйти с Украины»...
«Наше укрепляющееся стратегическое партнерство, – говорится в документе, подписанном в Брюсселе 10 января, – способствует укреплению безопасности в Европе и за ее пределами. НАТО и ЕС играют взаимодополняющие, согласованные и взаимоукрепляющие роли в поддержании международного мира и безопасности. Мы будем и далее мобилизовывать совокупный набор инструментов, имеющихся в нашем распоряжении, для достижения наших общих целей во благо нашего миллиарда граждан». Наш миллиард – это «золотой миллиард» (Евросоюз плюс США).
Теория т. н. золотого миллиарда знакома давно. У скептиков она считается конспирологической. И действительно: если идти на поводу у нарочитого комизма, с каким критики этой «теории» ссылаются на «некие тайные силы», которые добиваются «перераспределения львиной доли благ в пользу сравнительно небольшой доли населения Земли» и «стремятся уничтожить Россию», то вроде бы – конспирология, заслуживающая только того, чтобы её высмеять.
А если без бла-бла-бла? Вот документ, принятый Советом Европы и НАТО, который прямо указывает на необходимость «достижения наших общих целей во благо нашего миллиарда граждан». При этом Североатлантический альянс и Европейский союз – структуры, созданные и функционирующие в интересах правящих кругов Евро-Атлантического (коллективного) Запада, добивающегося глобального доминирования любой ценой.
«Непрекращающийся конфликт, хрупкость и нестабильность в наших европейских соседях подрывают нашу безопасность и создают благодатную почву для стратегических конкурентов, а также террористических групп, для усиления влияния, дестабилизации общества и создания угрозы нашей безопасности». Внимание: появление конкурентов на «территории ответственности» НАТО/ЕС теперь объявлено угрозой безопасности, которую НАТО будет подавлять, а ЕС – оплачивать. Причем, если следовать Брюссельской декларации, не только в Старом Свете, но и за 8 тысяч километров. «Растущая самоуверенность и политика Китая создают проблемы, которые нам необходимо решать. Как подчеркивается в Стратегической концепции НАТО и в Стратегическом компасе ЕС, это ключевой момент для евроатлантической безопасности и стабильности, более чем когда-либо демонстрирующий важность трансатлантических связей, призывающий к более тесному сотрудничеству ЕС-НАТО».
Что из этого следует? «НАТО [где, напомним, доминируют США. – Е.П.] остается основой коллективной обороны для своих союзников и имеет важное значение для евроатлантической безопасности. Мы признаем ценность более сильной и дееспособной европейской обороны, которая вносит позитивный вклад в глобальную и трансатлантическую безопасность, дополняет НАТО и совместима с ним». Это имплементация America first, ставящая крест на всякой возможности для Европы прямо заявлять о своих интересах. Документ ставит крест и на многолетней попытке Евросоюза обрести самостоятельность в военной сфере. Отвечая на вопрос журналистов, следует ли теперь считать европейскую «стратегическую автономию», о которой размечтался Макрон, мертвой идеей, Шарль Мишель отмахнулся: будет дополнять евроатлантическую стратегию.