То, как чувствует себя сегодня объединённая Европа, легко представить по ежедневным публикациям Euractiv. Особенно детальны новости по Франции, второй экономике ЕС и главному застрельщику идеи «самостоятельной Европы», которая не нравится Вашингтону. Не самостоятельная, а холуйствующая перед США, следующая любому указанию из Белого дома Европа помогла Вашингтону связать украинским кризисом Россию и выбить из Брюсселя всякую мысль о самостоятельной роли в мировой политике.
Закономерен и результат: в прошлом году около 42 500 французских предприятий закрылись из-за неплатежеспособности, которая увеличилась почти на 50% по сравнению с 2021 годом. Несмотря на беспрецедентные 750 миллиардов евро (в четыре раза больше годового бюджета ЕС), выделенные Еврокомиссией два года назад на восстановление европейской экономики после кризиса, неплатежеспособность, в частности, французских компаний стала массовой, и ударило это, прежде всего, по самым маленьким предприятиям. По данным Европейской комиссии, в Европе 80% всех банкротств (1,6 миллиона) в 2021 году пришлись на компании, состоящие из одного человека. А в 2022 году эпидемия банкротств наступила и среди компаний с 10-99 сотрудниками: таких было зарегистрировано 3214, на 78% больше, чем прежде. И кризис нарастает.
Банкроты больше не могут платить своим поставщикам, и по всей производственной цепочке потеря рабочих мест намного больше официальных цифр. Растущие счета за электроэнергию, низкий экономический рост и многочисленные финансовые ограничения, налагаемые погашением кредитов, гарантированных государством, привели к тому, что макроновская программа спасения экономики не заработала, а это делает первый квартал 2023 года очень тревожным. Подобная ситуация сложилась не только во Франции. Число компаний, добровольно закрывающихся из-за нехватки рабочей силы и затрат на энергоносители, растёт во всем Евросоюзе, отмечает Euractiv. На текущий год прогнозируется 55 000 банкротств, что близко к рекорду 2017 года, когда их было зарегистрировано 55 400.
В Италии сейчас находятся под угрозой банкротства около 100 000 компаний. Запросы на временную приостановку деятельности в Польше за год выросли на 39,4%. Каждое десятое предприятие Великобритании предупредило об умеренном или серьёзном риске неплатёжеспособности, компании собираются переносить производства за Атлантику.
Экономика Китая стала единственной, показавшей подъем сразу после резкого снижения. А что делать европейцам? Удержаться одной ногой на вашингтонском берегу, а другой на пекинском было бы несложно, не разъезжайся эти берега всё дальше.
В 2020 году Китай стал крупнейшим торговым партнером Евросоюза, обогнав США, сообщает Eurostat, обрезать эту «пуповину» для Брюсселя было бы самоубийством.
В Давосе можно было наблюдать, как «дрожит на канате» председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен: она два месяца возмущалась дискриминационным характером субсидий предприятиям в законе о снижении инфляции в США, а в Давосе лишь уклончиво заявила, что закон «вызвал ряд опасений с точки зрения некоторых целевых стимулов для компаний», но «ЕС и США могли бы работать вместе» и «совместно извлекать выгоду». Она призвала «реагировать более решительно на то, что Китай использовал недобросовестную торговую практику» и что «он доминирует в некоторых важных секторах». И пообещала: «Мы без колебаний начнём расследования, если сочтём, что такие субсидии искажают наши закупки или другие рынки»... Эксперт по торговле Дэвид Клейманн, научный сотрудник аналитического центра экономической политики Bruegel, точно подметил: «В её речи вы могли бы заменить слово «Китай» на «США», и это было бы в равной степени верно».
Двурушничество Еврокомиссии не от хорошей жизни. Повязав себя по рукам и ногам с Вашингтоном в конфликте на Украине, Урсула трепещет перед США. Если, грубо говоря, Вашингтон «плюнет» на Зеленского с Украиной, у Урсулы нет будущего. И ни китайские инвестиции, ни даже чудом воспрянувшая экономика Евросоюза не спасут её от скромной пенсии медицинского работника в родном Икселе. Однако тот же вариант будущего грозит ей и в случае, если она обопрётся на плечо Синь Цзиньпина, «открывая китайский кислород» экономике Евросоюза. А опираться на две расходящиеся опоры долго не получится.
Однако европейские аналитики считают двустороннюю стратегию Урсулы успешной. С одной стороны, ЕС угрожает Соединённым Штатам тем, что законопроект об инфляции повышает вероятность более тесного сближения ЕС с Китаем, о чём заявил недавно комиссар по торговле Валдис Домбровскис. С другой стороны, критикуя Пекин за субсидирование предприятий, в Еврокомиссии пожимают плечиками, демонстрируя Вашингтону свою верность. Однако давить на Китай, чтобы успокоить США, – большая ошибка для Европы. Интересы США сегодня отличаются от интересов ЕС. И если в Еврокомиссии не понимают, что их трансатлантический партнёр становится проблемой, представляющей опасность едва ли не меньшую, чем зависимость от Китая, то Китаю стоит только «обидеться», как он это сделал с Литвой, внезапно исчезнуашей из компьютерной системы китайской таможни... И что тогда станет с Евросоюзом?
Фото: REUTERS/Violeta Santos Moura