После 24 февраля 2022 года в российской экономике приоритетным сектором стал оборонно-промышленный комплекс (ОПК).
20 сентября в ходе встречи с руководителями заводов ОПК президент России Владимир Путин потребовал в кратчайший период нарастить объемы и сократить сроки производства на предприятиях ОПК.
23 ноября генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов сообщил, что предприятия госкорпорации выпускают военную продукцию в рамках гособоронзаказа с опережением графика, что предприятия делают всё возможное в целях наращивания выпуска военной продукции. По его словам, сотрудники работают «в три-четыре смены», Минобороны регулярно получает новые партии авиационной техники, бронетехники, артиллерийских систем, стрелкового оружия, экипировки и другую продукцию. На долю «Ростеха» приходится почти половина всего гособоронзаказа страны, и госкорпорация делает всё возможное для наращивания выпуска военной продукции.
30 ноября министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу, выступая на заседании оборонного ведомства, сообщил, что гособоронзаказ на 2022 год будет выполнен не менее чем на 99%.
15 декабря Путин призвал скорректировать параметры развития ОПК и государственного оборонного заказа. По его словам, затягивание льготного лизинга воздушных судов недопустимо.
23 декабря Путин на совещании по военно-промышленному комплексу еще раз подчеркнул, что задача предприятий комплекса состоит в обеспечении всех подразделений и передовых частей вооружением и боеприпасами в короткий срок. Президент выразил уверенность, что в 2023 году гособоронзаказ будет выполнен в полном объёме.
17 января на совещании по экономическим вопросам глава государства подтвердил, что оборонные предприятия России работают в несколько смен, некоторые круглосуточно; ОПК за последний год набрал серьёзные обороты и продолжает наращивать мощности. Путин поблагодарил всех работников оборонных предприятий «за напряжённый, ответственный труд». «Его значимость вообще, а сегодня особенно, высока», – подчеркнул президент.
24 января заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев посетил концерн «Калашников» в Ижевске, где осмотрел образцы вооружений. Там же он провел заседание рабочей группы при военно-промышленной комиссии по контролю за производством наиболее востребованных образцов оружия и военной техники. Медведев отметил, что периодически противники России заявляют о том, что российской армии не хватает «то одного, то другого». «Хочу их разочаровать – у нас вполне достаточно всего. И с начала года идут поставки наиболее востребованных видов вооружений, военной техники и средств поражения». Медведев добавил, что с начала года в российские войска поставляются тысячи единиц востребованных вооружений.
25 января В. Путин встретился с рабочими Обуховского завода, входящего в концерн "Алмаз-Антей". Президент отметил: «Мы, например, ракет ПВО, которые вы производите, выпускаем в год больше чем в три раза, чем в США. А в целом наша оборонка производит за год ракет ПВО различного назначения примерно столько же, сколько производят все военно-промышленные предприятия мира. Наше производство сопоставимо с мировым производством».
Наконец, 25 января глава Минпромторга Денис Мантуров в ходе заседания коллегии Военно-промышленной комиссии РФ сообщил, что предприятия ОПК и военное ведомство в период проведения СВО вышли на новый уровень взаимодействия. «Выстроен постоянный живой контакт, ведется выработка совместных решений. Очень эффективно себя зарекомендовал штаб на базе Национального центра управления обороной, в который входят и предприятия ОПК, и представители военного ведомства. Этот штаб в том числе позволяет нам четко отслеживать исполнение план-графиков поставок наиболее востребованных образцов вооружений, военной и специальной техники».
Что ж, честь и хвала работникам и руководителям российского ОПК, обеспечивающего СВО всем необходимым. Хотелось бы надеяться, что и в дальнейшем госзаказ военного ведомства будет выполняться на 100%, а оружие, военная техника и боеприпасы будут на 100% удовлетворять требованиям военных.
Однако в ходе совещаний по вопросам ОПК и оборонзаказа затрагивались проблемы, которые пока до конца не решены. Одна из них – сильная зависимость от некоторых импортных деталей и комплектующих, необходимых для производства конечной продукции. Пока эта проблема решается с помощью так называемого параллельного («серого») импорта. Противник знает эту ахиллесову пяту российской оборонки, поэтому продолжает закручивать санкционные гайки, пытаясь перекрыть поставки таких деталей и комплектующих. Особенно это касается микрочипов и другой электроники.
Ещё одна проблема – неустойчивое финансовое состояние целого ряда предприятий ОПК. У некоторых предприятий проблемы давнишние, возникли задолго до 24 февраля. В результате снижения оборонзаказа им приходилось компенсировать нехватку капитала за счет перехода на выпуск гражданской продукции, что иногда оканчивалось коммерческой неудачей. Другие компенсировали снижение госзаказа и нехватку капитала банковскими кредитами, что выливалось в неподъёмные долги. Я уже писал, что в начале октября прошлого года лидер парии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» депутат Госдумы Сергей Миронов по просьбе оборонщиков обратился с петицией к главе российского правительства Михаилу Мишустину и главному военному прокурору Валерию Петрову. В ней содержится просьба остановить банкротства 15 предприятий ОПК, «учитывая сложившуюся ситуацию при проведении специальной военной операции, существующий дефицит военной техники». Какова судьба этих предприятий на сегодняшний день, неизвестно. Можно предположить, что по крайней мере в отношении наиболее значимых из них предприняты меры в «режиме ручного управления». Но ведь вопрос-то системный. Сегодня одни предприятия ОПК могут оказаться под дамокловым мечом банкротства, завтра другие. Российское законодательство никакого иммунитета оборонке от банкротства не предоставляет. Государство никаких гарантий не дает. Депутаты Думы обещали предпринять какие-то законодательные инициативы по защите ОПК, но пока об этих инициативах ничего не слышно.
А вот ещё одна проблема ОПК. Это проблема организационно-правового статуса предприятий. Минпром ведет реестр предприятий ОПК, ранее он был открытым. После 24 февраля его сделали закрытым. До закрытия в нем числилось немногим более 1300 предприятий. Причем по форме собственности и по организационной форме самые разные (акционерные общества открытого и закрытого типа, общества с ограниченной ответственностью, федеральные государственные унитарные предприятия).
Моя точка зрения по данному вопросу такова. Во-первых, необходимо резкое расширение круга предприятий, которые должны включаться в реестр ОПК (условно говоря, число таких предприятий должно быть увеличено на порядок). Это предприятия, производящие не только конечную продукцию, но также детали и комплектующие, которые входят в состав конечного изделия. Во-вторых, предприятия ОПК должны быть государственными и иметь особый статус (например, запрет на выход на фондовую биржу).
Особенно недопустимо участие в капитале предприятия ОПК нерезидентов (иностранцев). Это вопрос национальной безопасности.
Увы, в жизни всё иначе. Расскажу историю, которая, к сожалению, до сих пор не завершилась. Климовский специализированный патронный завод (КСПЗ) – предприятие, выпускающее боеприпасы и оружие, находится в городе Подольске Московской области. Своё расследование по предприятию ведет группа журналистов из редакции «Момент истины» и пытается достучаться до правоохранительных органов и служб безопасности. Но пока реакции с их стороны нет.
История завода началась в 1936 году, когда в соответствии со вторым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР недалеко от Подольска развернулось строительство патронного завода. В 2001 году на базе ОАО «Климовский штамповочный завод» было создано ЗАО «Климовский специализированный патронный завод». Лет 10 назад оборонное предприятие КСПЗ был объявлено банкротом. Его приобрели Виталий Полетаев и еще два гражданина, закрыв все прошлые долги предприятия (более 600 млн руб.). Однако полного доступа к управлению предприятием они до сих пор не имеют. Де-факто им управляют мошенник с непогашенной судимостью Алексей Гарин (бывший до заключения акционером и менеджером на предприятии) и некая подставная фигура по имени Игорь Рудька. А главной фигурой является некая Марина Сахарова, главная собственница предприятия, которая после обвинения ее в мошенничестве исчезла в Германии и там до сих пор пребывает. При этом арбитражный суд наложил арест на ее акции, и арест действует по сей день. Мы имеем перед собой театр абсурда:
1. Предприятие относится к российскому ОПК и должно находиться под строжайшим контролем государства;
2. Новые инвесторы, вытащившие предприятие из банкротства и закрывшие все его долги, доступа к управлению предприятием не имеют;
3. Предприятием продолжают управлять прежние акционеры и менеджеры, против которых было возбуждено уголовное дело по обвинению в мошенничестве. Один из них – с непогашенной судимостью, другой – в бегах;
4. Главным управленцем предприятия является дама, которая давно пребывает в Германии. А поскольку Германия – из списка «недружественных государств», нет уверенности, что предприятием управляет Марина Сахарова, а не немецкие спецслужбы.
5. До сих пор никакой реакции на призывы редакции «Момент истины» и законных инвесторов КСПЗ со стороны государственных органов, если верить журналистам, нет.
Это лишь одна из многих историй, которая заставляет усомниться, что в российском ОПК полный порядок. Сверху всё видится, наверное, в более красивом свете. А вот снизу – не очень.
P.S. Подробнее с историей Климовского специализированного патронного завода можно познакомиться в видеоматериале студии «Момент истины» под названием «Предатели в тылу России».