Саммит «Россия – Африка»: удался ли шантаж коллективного Запада?

Саммит «Россия – Африка»: удался ли шантаж коллективного Запада?

Размышления по итогам встреч в Санкт-Петербурге на высшем уровне (часть 1)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

26-29 июля стали, без сомнения, беспрецедентными для российско-африканских отношений. Несмотря на существенные проблемы, связанные с западным шантажом Африки не приезжать в Россию, Санкт-Петербургский саммит 2023 года оказался более значимым даже по сравнению с внешне более благополучным сочинским 2019 года…

Начнем с шантажа, который очевидным образом оказал негативное воздействие на второй саммит. Прежде всего, рассмотрим вопрос о представительстве стран Африки на саммите. Самая краткая статистика выглядит явно не в нашу пользу: если на саммит в Сочи приехало 43 главы государства или правительства, то на Санкт-Петербургский – только 21 (16 президентов и пять премьер-министров). Казалось бы: неудача. Однако более детальный разбор «прилётов» даёт основания для более нюансного понимания произошедшего.

Во-первых, выделение уровня глав государств отдельно от уровня глав правительств не всегда отражает суть явления. Так, например, для Эфиопии высшим уровнем представительства является именно глава правительства, а не глава государства. В Санкт-Петербург прибыла делегация во главе с премьер-министром, являющимся высшим руководителем страны.

В другом случае прибытие премьера вместо президента – также не показатель снижения уровня отношений. Так, делегация Алжира, действительно, прибыла во главе с главой правительства, а не главой государства. Однако все прекрасно помнят, что президент Алжира только что был с отдельным визитом в России и более того – выступил совместно с Президентом РФ на Экономическом форуме. То же касается и Замбии, представленной на саммите вице-президентом: глава государства также несколько недель назад приезжал в Россию и встречался с В.В. Путиным. Включение в статистику понижения статуса представительства следует оценивать отдельно.

Кроме того, вряд ли однозначно как понижение статуса делегации следует рассматривать делегации, возглавляемые вице-президентами (например, Нигерия, Намибия, Экваториальная Гвинея, Южный Судан). И, наконец, явно нельзя записывать в понижение статуса представительства ряд стран, в которых идёт вооруженный конфликт. Так, совершенно очевидно, что Республика Судан никак не могла прислать ни главу государства, ни главу правительства в связи с боями, происходящими в столице страны. (Кстати, прямо во время саммита из столицы Судана Хартума было эвакуировано российское посольство, которое будет теперь находиться в Порт-Судане.)

Однако было бы неверным считать, что Западу не удалось подорвать участие ряда государств Африки в Санкт-Петербургском саммите. Удалось, но не в тех масштабах, каких это описывают западные СМИ. Во-первых, не приехали представители пяти стран. Однако и на Сочинский саммит не приехало также пять. Причём трое из них – те же самые Ботсвана, Лесото, Сан-Томе и Принсипи. Из новых «отказников» - Кения и Либерия. А вот от вообще неприехавших в Сочи двух государств – Гвинеи-Биссау и Камеруна, в Санкт-Петербурге эти страны были представлены, причём на уровне президентов.

Во-вторых, понижение статуса до явно незначительного, касается лишь четырёх стран. К ним относятся Гана (министр безопасности), Малави (министр сельского хозяйства), Джибути (министр энергетики) и Кот-д’Ивуара (посол в Германии). Остальное понижение тоже существенное, но все-таки на уровне министров иностранных дел (Того, Габон, Чад и др.)

В-третьих, стоит обратить внимание на разницу между понижением статуса делегаций теми же самыми правительствами, которые были в соответствующих странах Африки в 2019 году и новыми правительствами. С этой точки зрения – большинство понизивших уровень представительства – это иные правительства (Нигерия, Кения, Гвинея). В то же время в ряде случаев такое решение принято теми же правительствами (Экваториальная Гвинея, Мавритания, Мадагаскар).

В-четвёртых, оценка понижения статуса делегаций следует с учетом общей политики соответствующих государств. Так, статус делегации из откровенно прозападных стран вряд ли имеет принципиальное значение. В этом контексте неожиданным является решение стран, имеющих весьма дружественные отношения с Россией, прежде всего Анголы (президент которой, кстати, в советские времена закончил Военно-политическую академию им. Ленина)…

Наконец, в-пятых, ряд государств повысил статус своего представительства по сравнению с Сочи-2019. Это сделали Эритрея и Бурунди.

Таким образом, мы видим, что участие государств Африки во втором саммите «Россия – Африка» имеет множество важных нюансов, совокупность которых даёт совершенно иную картину политического расклада, нежели чёрно-белая картинка западных СМИ… Кстати, в неприезде целого ряда лидеров имеется и позитивная сторона: мы увидели who is who. В том числе среди тех, кто весьма активно мимикрирует под прогрессивных деятелей. Среди неприехавших – не только полностью зависимые от Запада, но и… особо активные в антизападной риторике. В этом отношении наиболее ярким примером стал президент Кении У. Руто. В своих выступлениях он предстаёт активным поборником борьбы с неоколониализмом, однако, когда дело дошло до реального обсуждения этих проблем, он вообще отказался от участия в саммите. Нам неизвестны точные причины отказа У. Руто от участия Кении в саммите «Россия-Африка» (именно неучастия страны, а не отправки вместо себя должностного лица более низкого уровня). Однако нам известен факт приостановки дела против Руто в Международном уголовном суде (МУС). Мало кто помнит об этом, но У. Руто сидел на скамье подсудимых МУС в 2011-2016 годах. Дело против Руто не закрыто, он не был оправдан. А это означает, что процесс может быть возобновлен в любое время… (Кстати, на саммите «Россия-Африка» одну из крупнейших стран представлял человек, отсидевший в тюрьме МУС 10 лет – об этом подробнее в следующей статье.)

Теперь о позитивных итогах саммита. Они очень существенны и можно с полной уверенностью говорить о том, что они полностью компенсировали все негативные аспекты.

Во-первых, была принята Декларация саммита, которая выглядит намного более существенной, нежели декларация Сочинского саммита 2019 года. Основные вопросы декларации 2023 года: создание и основные принципы деятельности механизма диалогового партнерства между Россией и Африкой; сотрудничество в политической, правовой и торгово-экономической сферах; сотрудничество в сфере обеспечения безопасности, научно-техническое, гуманитарное, культурное, спортивное, молодежное и информационное сотрудничество и сотрудничество в сфере образования и здравоохранения; сотрудничество в сфере охраны окружающей среды и климата.

Среди основных тезисов в политической сфере стоит особо выделить следующие:

1. Определение цели сотрудничества между Россией и африканскими государствами: формирование более справедливого, сбалансированного и устойчивого многополярного мироустройства;

2. Координация действий России и стран Африки в ООН, прежде всего в Совете Безопасности ООН. Основной вопрос такой координации: санкции в отношении африканских государств;

3. Совместное противодействие использованию противоправных односторонних инструментов и методов, включая применение принудительных мер в обход Совета Безопасности ООН и их экстерриториальное применение, а также навязыванию подходов, наносящих ущерб, прежде всего тем, кто наиболее уязвим, и подрывающих международную продовольственную и энергетическую безопасность;

4. Совместные действия по завершению процесса деколонизации Африки (в том числе по компенсации нанесенного африканским государствам в результате колониальной политики экономического и гуманитарного ущерба);

5. Совместное противодействие проявлениям неоколониальной политики, имеющей целью подрыв суверенитета государств, лишение их свободы принятия самостоятельных решений, а также разграбление природных богатств.

Во-вторых, был принят План действий на 2023-2026 годы

В-третьих, были проведены встречи на уровне интеграционных объединений, а таковых присутствовало семь (Африканский союз, Новое партнёрство в интересах развития Африки, Восточноафриканское сообщество, Союз арабского Магриба, Общий рынок Восточной и Южной Африки, Межправительственная организация по развитию, Экономическое сообщество государств Центральной Африки, Экономическое сообщество западноафриканских стран). Кроме того, было принято и руководство Африканского экспортно-импортного банка, который обеспечивает финансирование крупнейших проектов в рамках Зоны свободной торговли в Африке. И, наконец, в-четвёртых, приняты совместные декларации по трём вопросам: предотвращении гонки вооружений в космосе; сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности и об укреплении сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом.

Особенностью саммита «Россия-Африка» стали отдельные двусторонние встречи. Ничего подобного на саммитах «там, на Западе», африканские лидеры не видели.

Главы африканских государств (в том числе президент Кении У. Руто – крайний слева), «загруженные» в автобусы в Лондоне

А так обеспечивали прибытие на саммит глав африканских государств в Санкт-Петербурге

Как и было обещано, Президент России встретился отдельно со всеми главами государств, прибывшими на саммит. (Кстати, с теми, кто решил прислать представителей «рангом пониже», наши тоже встретились, но на соответствующем уровне.) Ряд встреч представляют особый интерес. Например, встречи с лидерами ряда стран, которые … не были приглашены на недавний саммит «Африка-США».

Один из таких неприглашенных американцами лидеров в Санкт-Петербурге стоял по правую руку от российского главы государства. Однако об этой и других особых встречах Президента РФ во время саммита – также в следующей статье.